Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разработка первой редакции проекта национального стандарта и ее публичное обсуждение



4.2.1 Разработчик готовит первую редакцию проекта стандарта и пояснительную записку к ней.

4.2.1.1 При разработке национального стандарта разработчик руководствуется положениями ГОСТ Р 1.0, а также использует в качестве рекомендаций общие требования к содержанию межгосударственных стандартов, которые установлены ГОСТ 1.5 (раздел 7), если иное не обусловлено применением международного стандарта в качестве основы для разработки данного национального стандарта (см. 4.2.1.4).

Примечание - Кроме общих требований к содержанию стандартов существуют национальные стандарты и рекомендации по стандартизации, устанавливающие особые требования в отношении отдельных объектов и аспектов стандартизации.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.2.1.2 При разработке национального стандарта разработчик использует или учитывает:

- требования действующих или разрабатываемых в РФ технических регламентов;

- результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских, опытно-технологических, проектных работ, относящихся к данному объекту и/или аспекту стандартизации;

- международные, региональные стандарты, нормы, правила, рекомендации и другие документы по международной (региональной) стандартизации, а также региональные технические регламенты;

- прогрессивные национальные стандарты, своды правил и технические регламенты других стран;

- иную информацию о современных достижениях отечественной и зарубежной науки, техники и технологии;

- предложения органов власти, юридических и физических лиц, заинтересованных в разработке стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

 

4.2.1.3 При использовании документов, относящихся к объектам патентного права, соблюдают соответствующие нормы законодательства РФ. При этом необходимую информацию приводят в предисловии стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.2.1.4 Наименование, построение, изложение и оформление проекта стандарта - по ГОСТ Р 1.5-2012 (разделы 3-5). При этом в разрабатываемом стандарте следует избегать дублирования требований действующих национальных стандартов РФ и действующих в этом качестве межгосударственных стандартов, заменяя их соответствующими ссылками по ГОСТ Р 1.5-2012

 

(пункт 4.3, подпункты 4.3.3-4.3.5, 4.3.7).

4.2.1.5 При применении как основы для разработки национального стандарта РФ международного, регионального или зарубежного национального стандарта соблюдают соответствующие правила, установленные ГОСТ Р 1.7.

4.2.1.4, 4.2.1.5 (Измененная редакция, Изм. N 2).

 

4.2.1.6 В пояснительной записке к первой редакции проекта стандарта указывают:

- шифр соответствующего задания в программе разработки национальных стандартов;

- основание для разработки стандарта с указанием соответствующего документа и/или заказчика разработки стандарта;

- краткую характеристику объекта и аспекта стандартизации;

- технико-экономическое, социальное или иное обоснование целесообразности разработки стандарта (с указанием мотивированного решения о проведении этой работы на национальном уровне и/или необходимости обеспечения содействия соблюдению требований разрабатываемого или действующего технического регламента);

- описание ожидаемой экономической, социальной и/или иной эффективности применения стандарта (а по возможности - результаты расчета ожидаемой технико-экономической эффективности);

- сведения о соответствии проекта стандарта федеральным законам, техническим регламентам и иным нормативным правовым актам РФ, которые содержат требования к объекту и/или аспекту стандартизации;

- сведения о соответствии проекта стандарта международному (региональному) стандарту и о форме применения данного стандарта как основы для разработки проекта национального стандарта РФ, а в случае отклонения от международного (регионального) стандарта - мотивированное обоснование этого решения и/или иные сведения о научно-техническом уровне проекта стандарта, в том числе о его соответствии региональным и зарубежным национальным стандартам;

- сведения о взаимосвязи проекта стандарта с проектами других разрабатываемых национальных стандартов и/или сводов правил, с действующими в РФ национальными и межгосударственными стандартами, сводами правил, а при необходимости также предложения по их пересмотру, изменению или отмене (одностороннему прекращению применения на территории РФ межгосударственных стандартов);

- сведения о публикации уведомления о разработке проекта стандарта и его размещении в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет (после проведения данной процедуры);

- перечень исходных документов и другие источники информации, использованные при разработке стандарта, в том числе информацию об использовании документов, относящихся к объектам патентного или авторского права;

- сведения о разработчике стандарта с указанием его почтового адреса, номера контактного телефона и адреса электронной почты (при его наличии у разработчика).

В случае разработки национального стандарта для включения в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований принятого технического регламента, в пояснительной записке к проекту стандарта указывают применение каких структурных элементов стандарта (разделов, подразделов, пунктов, подпунктов, приложений) обеспечивает соблюдение требований данного технического регламента.

Пояснительную записку подписывают руководитель разработки стандарта и исполнитель, подготовивший пояснительную записку. Если разработчиком национального стандарта является физическое лицо, то пояснительную записку подписывает только разработчик.

4.2.1.7 Разработка первой редакции проекта стандарта завершается подготовкой уведомления о разработке проекта стандарта и направлением его в национальный орган РФ по стандартизации. При этом разработчик руководствуется соответствующим положением об опубликовании уведомлений о разработке проекта национального стандарта, которое утверждено Правительством РФ [1] и требованиями ГОСТ Р 1.13.

Примечание - Согласно ГОСТ Р 1.13 (подпункт 5.1.4) в уведомлении о разработке проекта национального стандарта при указании срока его публичного обсуждения приводят дату начала и дату окончания этой процедуры. При этом учитывают время, которое необходимо для опубликования этого уведомления в информационном указателе "Национальные стандарты" (далее - ИУС) и для оплаты этой услуги, а также то, что в соответствии с ФЗ "О техническом регулировании" срок публичного обсуждения проекта стандарта не может быть менее двух месяцев. Как правило, от направления разработчиком уведомления до его опубликования в ИУС проходит около трех месяцев. Поэтому уведомление целесообразно направлять заранее, а заинтересованным лицам, направившим запросы до даты начала публичного обсуждения, сообщать, что проект стандарта будет предоставлен им после наступления этой даты.


4.2.1.6, 4.2.1.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.1.8 Уведомление о разработке проекта национального стандарта размещают на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет и публикуют в ИУС с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.13.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).

4.2.2 Разработчик национального стандарта должен обеспечить доступность проекта национального стандарта заинтересованным лицам для ознакомления. С этой целью разработчик может разместить проект стандарта в информационной системе общего пользования в сети Интернет и указать в уведомлении о разработке проекта стандарта сайт, на котором проект находится в свободном доступе.

4.2.3 Если проект стандарта не размещен в информационной системе общего пользования в сети Интернет и/или заинтересованное лицо не может им воспользоваться по иной причине, то на основании уведомления о разработке проекта стандарта, размещенного в информационной системе общего пользования в сети Интернет, федеральные и иные органы власти, юридические и физические лица, заинтересованные в разработке стандарта, направляют запросы на рассмотрение проекта стандарта по указанному в данном уведомлении адресу электронной почты или номеру факса. При этом секретариат ТК (ПК), за которым закреплен данный объект стандартизации, запрашивает проект стандарта и рассылает его для рассмотрения членами данного ТК (ПК).

4.2.4 Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица направить ему проект национального стандарта и пояснительную записку к нему, используя электронную почту или факсимильную связь. Направление копии проекта стандарта на бумажном носителе (с оплатой затрат на изготовление копии) допускается только по просьбе заинтересованного лица.

4.2.5 Заинтересованные органы власти, юридические и физические лица рассматривают первую редакцию проекта стандарта, готовят в письменной форме отзывы на первую редакцию проекта стандарта и направляют их по электронной почте разработчику в течение одного месяца со дня получения данного проекта, если разработчик не установил иной срок, обусловленный необходимостью начала доработки проекта стандарта и/или завершением его публичного обсуждения. При этом члены ТК (ПК) направляют свои отзывы также в секретариат данного ТК (ПК).

4.2.2-4.2.5 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.5.1 Все замечания и предложения излагают конкретно и обоснованно. При этом рекомендуется приводить предлагаемые автором отзыва редакции отдельных пунктов, подпунктов, абзацев, таблиц, приложений и изображения графического материала.


4.2.5.2 Отзыв на проект стандарта рекомендуется излагать в следующей последовательности:

- о целесообразности разработки стандарта;

- о проекте в целом;

- о наименовании стандарта;

- об области распространения стандарта;

- о структуре стандарта;

- об отдельных разделах, подразделах, пунктах, подпунктах, абзацах, таблицах, графических материалах и/или приложениях стандарта.

(Введен дополнительно, Изм. N 1).


4.2.5.3 Если в проекте стандарта в содержании присутствуют объекты патентного права, а в предисловии стандарта соответствующие сведения не отражены или приведенная там информация о защищенном патентом изобретении (полезной модели, промышленном образце) и (или) патентообладателе является недостоверной, то патентообладатель в своем отзыве на данный проект может заявить о своих правах и предложить указать в предисловии стандарта объективную и достоверную информацию о наличии в стандарте объектов патентного права и патентообладателе.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

4.2.6 Разработчик обязан сохранять полученные отзывы заинтересованных лиц до утверждения национального стандарта и предоставлять их в национальный орган по стандартизации и/или ТК (ПК) при наличии соответствующего запроса.

4.2.7 Разработчик составляет сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта национального стандарта по форме и правилам, приведенным в приложении А, дорабатывает проект национального стандарта с учетом принятых им замечаний и предложений заинтересованных лиц и проводит публичное обсуждение доработанного проекта стандарта.

4.2.6, 4.2.7 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.7.1 Публичное обсуждение доработанного проекта стандарта может быть проведено в виде совещания разработчика с заинтересованными лицами или их представителями или открытого заседания рабочей группы по разработке стандарта, или открытого заседания ТК (ПК), или дискуссии в режиме реального времени в информационной системе общего пользования в сети Интернет.

4.2.7.2 Для организации соответствующего совещания (заседания) разработчик при рассылке первой редакции проекта стандарта на рассмотрение заинтересованным лицам предлагает им прибыть для обсуждения доработанного проекта стандарта и указывает форму и дату его проведения или размещает соответствующую информацию в информационной системе общего пользования - на сайте национального органа по стандартизации в сети Интернет или на ином сайте, указанном в уведомлении о разработке проекта стандарта.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.8 После завершения публичного обсуждения доработанного проекта стандарта разработчик готовит уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта на основании положения об опубликовании соответствующих уведомлений, которое утверждено постановлением Правительства РФ [1] и по форме, установленной ГОСТ Р 1.13 (приложение Б), и направляет его в национальный орган по стандартизации.

Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта размещают на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет, а также публикуют в ИУС (с соблюдением правил, установленных в ГОСТ Р 1.13).

4.2.9 Публичное обсуждение проекта национального стандарта считается завершенным после наступления даты его окончания, которая указана в уведомлении о его разработке согласно ГОСТ Р 1.13 (подпункт 5.1.4), если другая дата не установлена в извещении об изменении даты завершения публичного обсуждения данного проекта (см. ГОСТ Р 1.13, пункт 4.5).

Примечание - В последнем случае публичное обсуждение завершается после наступления указанной в извещении даты.


4.2.8, 4.2.9 (Измененная редакция, Изм. N 1).

4.2.10 (Исключен, Изм. N 1).

Подготовка окончательной редакции проекта национального стандарта и ее экспертиза

 

4.3.1 Разработчик готовит окончательную редакцию проекта стандарта на основе результатов публичного обсуждения доработанного проекта стандарта и результатов проведения экспертиз.

(Измененная редакция, Изм. N 2).


4.3.1.1 При подготовке окончательной редакции проекта стандарта пояснительную записку к нему дополняют краткой характеристикой полученных отзывов заинтересованных лиц и сведениями о результатах публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, а также сведениями о публикации уведомления о завершении публичного обсуждения проекта национального стандарта в ИУС и размещении данного уведомления на официальном сайте национального органа РФ по стандартизации в сети Интернет.


4.3.1.2 Перечень полученных от заинтересованных лиц замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта представляют в виде соответствующей сводки (см. 4.2.7).


4.3.1.3 Результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта отражают в протоколе совещания (заседания), на котором было проведено это обсуждение. Сведения о результатах публичного обсуждения доработанного проекта стандарта также могут быть отражены в сводке замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, если результаты данного обсуждения относятся к конкретным замечаниям и предложениям, приведенным в данной сводке.


4.3.1.4 Если проект национального стандарта подлежит согласованию с федеральными органами исполнительной власти (в случае, когда это установлено Правительством РФ или федеральным законодательством), то разработчик соблюдает соответствующие правила, установленные в отношении данного согласования.

4.3.1.1-4.3.1.4 (Введены дополнительно, Изм. N 1).

4.3.2 Начиная с даты завершения публичного обсуждения проекта национального стандарта, его доработанная редакция и сводка замечаний и предложений по первой редакции должны быть доступны заинтересованным лицам для ознакомления до утверждения данного стандарта. Для их получения заинтересованные органы власти, юридические и физические лица посылают соответствующие запросы разработчику.

На основании запроса разработчик в течение трех дней направляет заинтересованному лицу по электронной почте доработанный проект стандарта, пояснительную записку к нему и сводку замечаний и предложений или сообщает, на каком сайте данные документы размещены в сети Интернет в свободном доступе. Направление копий этих документов на бумажном носителе допускается только по просьбе заинтересованного лица.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.2.1, 4.3.2.2 (Исключены, Изм. N 1).

4.3.3 Разработчик представляет в секретариат ТК, за которым закреплен данный объект стандартизации (а при отсутствии ТК - непосредственно в национальный орган РФ по стандартизации), следующие документы:

- окончательную редакцию проекта стандарта на бумажных носителях в трех экземплярах с оригиналами предусмотренных ГОСТ Р 1.5 подписей на последней странице и в электронном виде в редактируемом формате;

- пояснительную записку к проекту стандарта, дополненную в соответствии с 4.3.1.1;

- сводку замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта (см. приложение А);

- протокол совещания (заседания), на котором было проведено обсуждение доработанного проекта стандарта (при условии его проведения);

- документы, подтверждающие согласование проекта стандарта (при условии его проведения в соответствии с 4.3.1.4);

- экспертное заключение специализированной экспертной организации (в случае проведения специализированной терминологической или метрологической экспертизы проекта стандарта в соответствии с 4.3.8).

Представляемые разработчиком копии окончательной редакции проекта стандарта выполняют на белой бумаге любым способом копирования (кроме диазокопирования). Текст (а также табличный и графический материал) на копии каждой из страниц проекта стандарта должен быть полным, четким и контрастным на чистом (без затемнений) фоне, а контраст - равномерным. Копия проекта стандарта должна соответствовать требованиям ГОСТ 13.1.002, предъявляемым в микрографии к документам для съемки.

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

4.3.4 Секретариат ТК на основании предоставленных разработчиком документов:

- рассматривает содержание проекта стандарта;

- дает оценку полноты учета замечаний и предложений, высказанных по результатам рассмотрения первой редакции проекта стандарта, путем рассмотрения соответствующей сводки замечаний и предложений, определения полноты их учета в доработанном проекте и обоснованности заключений разработчика, приведенных в сводке;

- рассматривает результаты публичного обсуждения доработанного проекта стандарта, в том числе протокола совещания (заседания), на котором было проведено его обсуждение (если данный протокол был представлен разработчиком);

- организует проведение экспертизы проекта стандарта в соответствии с ГОСТ Р 1.6.

Если проект стандарта идентичен международному (региональному) стандарту или модифицирован по отношению к нему, то секретариат ТК оценивает обоснованность выбора такой формы гармонизации.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.4.1 При необходимости секретариат ТК запрашивает у разработчика оригиналы отзывов на первую редакцию проекта стандарта.

4.3.4.2 При положительных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК рассылает его (вместе с пояснительной запиской) на рассмотрение членам ТК.

4.3.4.3 При отрицательных результатах рассмотрения проекта стандарта секретариат ТК может предложить разработчику устранить выявленные недостатки и доработать его до рассылки членам ТК.

4.3.5 Члены ТК в течение одного месяца рассматривают проект стандарта, проводят его научно-техническую экспертизу в соответствии с ГОСТ Р 1.6 и голосуют по предложению об утверждении или отклонении данного проекта в соответствии с ГОСТ Р 1.1 и/или положением о данном ТК.

Примечания

1 Положение о ТК готовят на основе типового положения, установленного рекомендациями, утвержденными национальным органом РФ по стандартизации [4].

2 В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" предложение ТК об утверждении или отклонении проекта стандарта должно быть одобрено квалифицированным большинством голосов членов данного комитета.

(Измененная редакция, Изм. N 1).

4.3.6 После рассмотрения проекта стандарта членами ТК его секретариат готовит заключение ТК с мотивированным предложением об утверждении или отклонении проекта стандарта. Данное заключение подписывают председатель и ответственный секретарь ТК.

 

Секретариат ТК направляет три экземпляра проекта стандарта в национальный орган РФ по стандартизации со следующими документами:

- сводкой замечаний и предложений по первой редакции проекта стандарта, представленной разработчиком;

- протоколом заседания ТК, на котором было принято решение комитета по проекту стандарта;

- заключением ТК, содержащим мотивированное предложение об утверждении или отклонении проекта стандарта;

- пояснительной запиской к проекту стандарта, представленной разработчиком;

- протоколом совещания (заседания), на котором было проведено публичное обсуждение доработанного проекта стандарта (если он был представлен разработчиком);

- экспертным заключением специализированной экспертной организации (в случае проведения специализированной терминологической или метрологической экспертизы проекта стандарта в соответствии с 4.3.8);

- документами, подтверждающими согласование проекта стандарта (если они были представлены разработчиком);

- оригиналами отзывов на первую редакцию проекта стандарта (если эти отзывы были запрошены у разработчика).

При наличии разногласий по проекту стандарта у членов ТК и/или со специализированной экспертной организацией секретариат ТК может обратиться в национальный орган РФ по стандартизации с просьбой организовать совещание с участием представителей всех заинтересованных сторон для рассмотрения проекта стандарта с целью устранения разногласий по нему.

Примечание - В соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании" срок проведения экспертизы проекта стандарта в ТК не может превышать 90 дней со дня поступления окончательной редакции этого проекта в секретариат данного комитета, а предложение ТК об утверждении или отклонении проекта стандарта должно быть направлено в национальный орган по стандартизации в течение 14 календарных дней после подведения итогов голосования членов ТК по этому вопросу. При этом общий срок рассмотрения в ТК окончательной редакции проекта стандарта не может превышать 120 дней со дня ее поступления в секретариат данного комитета и до дня направления в национальный орган по стандартизации предложения ТК об утверждении или отклонении проекта стандарта.

 

(Измененная редакция, Изм. N 1, 2).

 

4.3.7 Если объект стандартизации не закреплен ни за одним из действующих ТК, то функции, которые в соответствии с 4.3.4-4.3.6 выполняет ТК, может выполнять (при условии заключения соответствующего договора) любая другая не зависящая от разработчика организация, компетентная для проведения работ в данной области стандартизации.

4.3.8 Если особенность объекта или аспекта стандартизации и (или) содержания проекта стандарта вызывают необходимость проведения специализированных терминологической, метрологической или правовой экспертиз, то по решению национального органа РФ по стандартизации разработчик направляет данный проект в организацию, уполномоченную национальным органом по стандартизации на проведение терминологической или метрологической экспертизы, или в организацию, компетентную для проведения правовой экспертизы.

(Введен дополнительно, Изм. N 2).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-13; просмотров: 503; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.63 (0.162 с.)