Кафедра информатики и прикладной математики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра информатики и прикладной математики



Кафедра информатики и прикладной математики

И Н Ф О Р М А Т И К А

 

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Методические указания к выполнению лабораторных работ

с электронными таблицами в Microsoft Office

 

Факультеты все

 

Специальности все, кроме 230101.65 – вычислительные машины, комплексы, системы и сети.

 

Направления подготовки бакалавров – все, кроме 230100.62 – информатика и вычислительная техника

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СЗТУ


 
Утверждено редакционно-издательским советом университета

       
   
 
 
 
 


УДК 881.3

Информатика: учебно-методический комплекс (информационные ресурсы дисциплины: лабораторные работыс электронными таблицами в Microsoft Office)/ сост.: Л. В. Боброва, Е.В. Курунова, Е.А. Рыбакова, Н.А. Смирнова. - СПб.: Изд-во СЗТУ, 2009. – с.

 

Методические указания разработаны на основе рабочей программы дисциплины “Информатика” в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для подготовки дипломированных специалистов всех направлений, кроме специальности 230101.65 – вычислительные машины, комплексы, системы и сети – и всех направлений подготовки бакалавров, кроме 230100.62 – информатика и вычислительная техника.

 

В методических указаниях приводятся десять лабораторных работ с электронными таблицами. В процессе выполнения данных работ студенты научатся производить расчеты, строить диаграммы, создавать отчеты, фильтровать данные, решать экономические задачи. Работы позволяют ознакомиться с основными возможностями табличного процессора Excel, входящего в состав пакета Microsoft Office и работающего с операционной системой (ОС) Windows. Рассматриваются версии программы Excel, работающей с пакетами MS Office 2003 и MS Office 2007.

 

Рассмотрено на заседании кафедры информатики 19.06.09 г., одобрено методической комиссией факультета общепрофессиональной подготовки 26.06.09 г.

 

РЕЦЕНЗЕНТЫ: кафедра информатики и прикладной математики СЗТУ (зав. кафедрой Г.Г. Ткаченко, канд. физ.-мат. наук, доц.); М.И. Барабанова, канд. экон. наук, доц., кафедра информатики СПбГУЭФ.  
СОСТАВИТЕЛИ: Л.В. Боброва, канд. техн. наук, проф.; Е.В. Курунова, ст. преп.; Е.А. Рыбакова, ст. преп.; Н.А. Смирнова, канд. техн. наук, доц.

 

 

ã Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2009

ã Боброва Л.В., Курунова Е.В., Рыбакова Е.А., Смирнова Н.А., 2009

 

Общие указания

Целью методических указаний к выполнению лабораторных работ является развитие у студентов навыков использования перспективных информационных технологий (электронных таблиц) путем освоения программного продукта Excel, входящего в состав Microsoft Оffice и работающего в среде Windows.

Каждая работа построена таким образом, что ее могут выполнять как студенты, работающие с пакетом Ms Office 2003, так и те студенты, на компьютерах которых установлен Ms Office 2007 (в последнем случае команды, отличающиеся от команд Excel 2003, выделены серым цветом).

. В методических указаниях приведены различные типы заданий, которые могут быть использованы в практической деятельности студента, осваивается методика решения инженерно-технических и экономических задач.

 

 

Библиографический список

1. Информатика: учеб. пособие / под ред. С.В. Симоновича. – СПб.: Питер,

2007. – 639 с.

2. Боброва, Л.В. Информатика: учеб. пособие / Л.В. Боброва. – СПб.:

Изд-во СЗТУ, 2007. - 309 с.

3. Информатика: практикум / под ред. Н.В. Макаровой. – М.: Финансы и статистика, 2003. - 246 с

 

Введение

 

Электронные таблицы (ЭТ) предназначены для хранения и обработки информации, представленной в табличной форме. ЭТ - это двумерные массивы (которые обычно называют рабочими листами), состоящие из столбцов и строк. Программные средства для проектирования электронных таблиц называют табличными процессорами. Они позволяют не только создавать таблицы, но и автоматизировать обработку табличных данных. Кроме того, с помощью электронных таблиц можно выполнять экономические, бухгалтерские и инженерные расчеты, строить различного вида диаграммы, проводить сложный статистический анализ данных, моделировать и оптимизировать решение различных производственных ситуаций и многое другое.

 

Функции табличных процессоров весьма разнообразны:

· создание и редактирование электронных таблиц;

· оформление и печать электронных таблиц;

· построение диаграмм, их модификация и решение экономических задач графическими методами;

· работа с электронными таблицами как с базами данных; сортировка таблиц, выборка данных по запросам;

· создание итоговых и сводных таблиц;

· использование при построении таблиц информации из внешних баз данных;

· решение экономических задач типа “что - если” путем подбора параметров;

· решение оптимизационных задач;

· статистическая обработка данных и т. д.

Табличные процессоры различаются в основном набором выполняемых функций и удобством интерфейса. По оценкам фирмы PC Data of Reston, наиболее популярными являются табличные процессоры Excel (фирма Microsoft), Lotus 1-2-3 (фирма Lotus Development) и Quattro Pro.

Результаты тестирования, проведенные лабораторией журнала “Home PC”, продемонстрировали явное преимущество Excel по многим параметрам, поэтому знакомство с особенностями и возможностями электронных таблиц будем осуществлять на базе пакета прикладных программ (табличного процессора) Excel. Окно табличного процессора Excel, входящего в состав пакета MS Officе 2003,показано на рис. 1.

 
 

 


Рис.1. Окно электронной таблицы в Excel 2003

 

Окно Excel, входящего в состав пакета MS Officе 2007,приведено на рис. 2.

Электронные таблицы состоят из столбцов и строк. Столбцы идентифицированы буквами латинского алфавита (A, B, C,...), расположенными в заглавной части таблицы. Строки идентифицированы цифрами (1, 2, 3...), расположенными в первой колонке. Количество строк и столбцов в разчных ЭТ различно, например в табличном процессоре Excel 256 столбцов, более 65 тысяч строк. Место пересечения столбца и строки называется ячейкой. Каждая ячейка имеет свой уникальный адрес, состоящий из имени столбца и имени строки, например А28, Р45 и т.п. Электронные таблицы могут содержать несколько рабочих листов, которые объединяются в один файл и носят название рабочей книги. В книгу можно поместить

несколько различных типов документов, например рабочий лист с ЭТ, лист диаграмм, лист макросов и так далее.

 

 
 

Рис. 2. Окно электронной таблицы в Excel 2007

 

В ЭТ можно работать как с отдельными ячейками, так и с группами ячеек, которые образуют блок. Имена ячеек в блоках разделяются двоеточием (:), например блок А1:В4 включает в себя ячейки А1, A2, A3, A4, B1, B2, B3 и В4. С блоками ячеек в основном выполняются операции копирования, удаления, перемещения, вставки и т. д.

В ЭТ используются, как правило, следующие типы данных:

· текст - это любая последовательность символов. Данные текстового типа используются для заголовков таблиц, заголовков строк и столбцов, а также для комментариев (например ВЕДОМОСТЬ ЗАРПЛАТЫ);

· число - это числовая константа (например, 100; -12; 46,5);

· формула - это выражение, состоящее из числовых величин и арифметических операций. Кроме числовых величин, в формулу могут входить в качестве аргументов адреса ячеек, функции и другие формулы. В Excel формулы обязательно начинаются со знака равенства. Пример формул: =А5, =Н8*12. В ячейке, в которой находится формула, обычно виден только результат вычислений. Саму формулу можно увидеть в строке ввода, когда данная ячейка становится активной (или если с помощью специальной команды вызвать режим показа формул);

· функции - это запрограммированные формулы, позволяющие проводить часто встречающиеся последовательности вычислений. Например, функция автосуммирования может быть представлена следующим образом: =СУММ(А1:А4);

· дата, которая может быть представлена в различных форматах (например, 25.10.05 или 25 окт. 05).

Запуск программы Excel осуществляется исполнением команд: Пуск-Программы - Microsoft Office - Excel. На экране появится окно (см. рис. 1 и 2), которое состоит из стандартных элементов:

- номера строк (перечисляются сверху вниз);

- строка заголовка;

- строка меню;

- панель инструментов (пиктографическое меню);

- панель форматирования;

- строка ввода;

- рабочий лист (окно документа);

- полосы прокрутки (вертикальной и горизонтальной);

- строка состояния.

Легко заметить большое сходство окна Excel с окном текстового редактора Word.

В Microsoft Excel можно работать с четырьмя основными типами документов: электронной таблицей (рабочим листом), рабочей книгой, диаграммой, макротаблицей.

Рабочий лист служит для организации и анализа данных. Одновременно на нескольких листах данные можно: вводить, править, производить с ними вычисления. В книгу можно вставить листы диаграмм для графического представления данных и модули для создания и хранения макросов, используемых при выполнении специальных задач. Каждый лист ЭТ содержит 256 столбцов и более 65 000 строк.

Рабочая книга представляет собой электронный эквивалент папки-скоросшивателя. Книга состоит из листов, имена которых выводятся на ярлыках в нижней части экрана. По умолчанию книга открывается 16 рабочими листами. Лист1, Лист2,..., Лист16, однако их число можно увеличить или уменьшить. В книгу можно поместить несколько различных типов документов, например рабочий лист с электронной таблицей, лист диаграмм, лист макросов и т. п.

Диаграмма представляет собой графическое изображение связей между числами ЭТ. Она позволяет показать количественное соотношение между сопоставляемыми величинами.

Макротаблица (макрос) - это последовательность команд, которую приходится постоянно выполнять пользователю в повседневной работе. Макросы позволяют автоматизировать часто встречающиеся операции.

Работа 1

Цель работы

Изучение основных команд меню Файл, Правка, Формат.

 

Порядок выполнения работы

 

Задание. Создать электронную таблицу ВЕДОМОСТЬ ЗАРПЛАТЫ (табл. 1).

Оклад сотрудникам фирмы начисляется как произведение минимального размера оплаты труда (МРОТ) на индивидуальный коэффициент. После начисления оклада из него следует вычесть подоходный налог в размере 13 % для начисления заработной платы.

Ведомость (см. табл. 1), кроме начисления зарплаты, содержит начисление премий работникам. Премия начисляется как произведение минимального размера премии на премиальный коэффициент сотрудника фирмы.

Общая сумма к выдаче, начисляемая каждому сотруднику фирмы, вычисляется как сумма зарплаты (с вычетом налога) и премии.

При создании таблицы общее задание включает в себя пять основных пунктов (пять промежуточных заданий).

 

Задание 1. Войти в среду Exсel.

Задание 2. Ввести числовые и текстовые константы в таблицу.

Задание 3. Ввести формулы.

Задание 4. Сохранить таблицу.

Задание 5. Отпечатать таблицу.

 

3.1. Выполнение задания 1 – вход в среду ЭТ

· щелкните по кнопке Пуск на панели задач Windows,

· используя путь Пуск – Программы - Microsoft Exсel, запустите Exсel.

 

Таблица 1

  А B C D E F G H I
  ВЕДОМОСТЬ ЗАРПЛАТЫ
      МРОТ (рублей)       Минимальная премия    
  № пп Фамилия И.О. Коэффи-циент оклада Оклад Налог Зарплата Коэффи-циент премии Премия Сумма к выдаче
    Иванов И.И.              
    Петров П.П.         1,5    
    Сидоров С.С.              
    Антонов А.А.         1,7    
    Федоров Ф.Ф.         1,5    
    Семенов С.С.              
    СУММА НАЧИСЛЕННОЙ ЗАРПЛАТЫ   Сумма начис-ленной премии    
                   
    ИТОГО К ВЫДАЧЕ  
                     

3.2. Выполнение задания 2 (ввод числовых и текстовых констант)

3.2.1. Ввод заголовка таблицы в ячейку А1

Она активная по умолчанию, следовательно, можно начать ввод символов с клавиатуры. Для этого:

· задайте размер букв по команде Формат Þ Ячейки Þ вкладка Шрифт, например, 14 петит-пунктов (при работе с Excel 2007 выбирайте вкладку Шрифт на панели Главная);

· наберите нужный текст, для исправления ошибок используйте клавиши управления курсором, вставки <Insert> и удаления <Delete>, <Backspase>;

· нажмите <Enter>;

· поставьте курсор в ячейку А1, щелкните ко кнопке Ж - полужирный шрифт;

· нажмите <Enter>. Заголовок введен в А1.

3.2.2. Размещение заголовка в центре таблицы

· выделите всю первую строку: столбцы A1:I1 (зажав левую кнопку мыши);

· выполните команду Формат Þ Ячейки;

· в открывшемся окне Формат ячеек выберитевкладку Выравнивание ( при работе с Excel 2007 вкладка Выравнивание находится в меню Главная);

· в открывшемся окне выберите По горизонтали - По центру;

· По вертикали - По центру;

· Поставьте флажок Объединение ячейек;

· Ок.

3.2.3. Ввод второй строки текста

Во второй строке следует ввести информацию о МРОТ и минимальном размере премии.

Для этого:

· щелкните по ячейке С2, сделав ее активной;

· введите слова “МРОТ (рублей)” (чтобы расположить эту информацию в две строки, выполните команду Формат, Ячейки, Выравнивание, Переносить по словам);

· активизируйте ячейку D2 и введите в нее число 100;

· активизируйте ячейку G2 и введите в нее слова “Минимальная премия”, организовав перенос по словам;

· активизируйте ячейку Н2 и введите число 200.

3.2.4. Заполнение строк

Введите в ячейки А3:I3 информацию из табл. 1. Расширить столбцы при необходимости или переносить текст по словам аналогично пп. 3.2.3.

 

3.2.5. Заполнение ячеек числовыми и текстовыми константами

Заполните столбцы А, В, С, G данными согласно табл.1.

 

3.3. Выполнение задания 3 (ввод формул)

3.3.1. Ввод формул для определения величины оклада работников фирмы

Оклад работников определяется как произведение МРОТ и индивидуального коэффициента. Величина МРОТ помещается в ячейке D2. Следовательно, формула для вычисления оклада Иванова И.И. должна быть =D2*C4 (в ячейке С4 находится значение индивидуального коэффициента для Иванова И.И.). Аналогичным образом оклад для Петрова П.П. должен вычисляться по формуле =D2*C5, для Сидорова С.С. - по формуле =D2*C6. Так как формулы повторяются, есть смысл ввести ее только для Иванова, а затем использовать режим копирования формул. При этом адрес ячейки С4 должен изменяться на С5, С6 и т. д., а адрес ячейки D2 должен остаться неизменным, так как значение МРОТ находится только там. Поэтому используем абсолютный адрес ячейки D2: D$2 (знак $ запрещает изменять номер строки ячейки D2 при копировании).

Выполнить ввод формул:

· в ячейку D4 ввести формулу = D$2*С4;

· для перехода в режим копирования формулы поставить указатель мыши в нижний правый угол ячейки D4 (указатель мыши должен принять форму тонкого черного крестика);

· зажав левую клавишу мыши, протащить указатель по ячейкам D5:D9 и отпустить клавишу. В ячейках D5:D9 появится значение оклада, вычисленного по формулам;

Для проверки формул перейдем в режим показа формул в таблице. Выполним команды Сервис, Параметры, в окне Параметры поставим флажок Формулы. Сравним формулы столбца D с формулами в табл. 2 – это Ведомость зарплаты табл. 1 в режиме показа формул ( при работе с Excel 2007 выбрать меню Формулы - далее Зависимости формулПоказать формулы).

Для дальнейшей работы с таблицей вернемся к режиму вычислений, выполнив команды Сервис, Параметры, в окне Параметры, снимем флажок Формулы ( при работе с Excel 2007 снять флажок Показать формулы).

 

 

3.3.2. Ввод формул для вычисления подоходного налога

Подоходный налог начисляется в размере 13 % от оклада. Значит, для Иванова он будет вычисляться по формуле =0,13*D4, а для остальных формулу можно ввести копированием.

Ввод формул:

· в ячейку Е4 ввести формулу = 0,13*D4;

· скопировать формулу в ячейки Е5:Е9.

 

 

3.3.3. Ввод формул для вычисления зарплаты

Зарплата определяется как разность оклада и подоходного налога, поэтому:

· ввести в ячейку F4 формулу =D4-E4;

· скопировать ее в ячейки F5:F9.

 

3.3.4. Ввод формул для вычислений премий

Размер премии рассчитывается как произведение минимального размера премии (хранящегося в ячейке Н2) на индивидуальный коэффициент премии (ячейки G4:G9).

Для ввода формул:

· ввести в ячейку Н4 формулу =H$2*G4;

· скопировать ее в ячейки Н5:Н9.

 

3.3.5. Ввод формулы для вычисления суммы к выдаче

Сумма к выдаче для каждого работника определяется как сумма зарплаты и премии, поэтому:

· ввести в ячейку I 4 формулу =F4+H4;

· скопировать ее в ячейки I 5: I 9.

 

3.3.6. Ввод формул для расчета суммы начисляемой зарплаты:

· ввести в ячейку В10 комментарий “Сумма начислений зарплаты” (используя объединение ячеек В10:Е10, аналогично 3.2.2 поместить заголовок в центре В10:Е10);

· активизировать ячейку F10;

· щелкнуть по пиктограмме автосуммирования S - появятся“бегущие муравьи”. Таким образом Excel предлагает указать указать область суммирования.

При работе с Excel 2007 кнопка автосуммирования находится в меню Формулы;

· поставить указатель мыши на ячейку F4 и зажать левую клавишу мыши, затем протянуть указатель до ячейки F9 (т. е. указать область суммирования F4:F9);

· нажать клавишу Enter.

 

3.3.7. Вычисление суммы начисленной премии

· в ячейку G10 ввести комментарий “Сумма начисленной премии” (используя перенос по словам и регулируя ширину строки);

· активизировать ячейку Н10;

· щелкнуть по пиктограмме автосуммирования S;

· указать область суммирования (поставить указатель мыши в ячейку Н4 и, зажав левую клавишу, протянуть до ячейки Н9);

· нажать клавишу Enter.

 

3.3.8. Вычисление итоговой суммы к выдаче

· в ячейку В12 ввести комментарий “ИТОГО К ВЫДАЧЕ”;

·
;
поставить указатель мыши в ячейку В11, зажать левую клавишу и протянуть по строке 12 до ячейки Н12 для выделения диапазона В12:Н12;

· для выравнивания комментария по строке щелкнуть по пиктограмме

 

· чтобы выделить заголовок полужирным шрифтом, щелкнуть по пиктограмме Ж;

· поместить курсор в ячейку I 12;

· щелкнуть по пиктограмме автосуммирования S;

· указать область суммирования (поставить указатель мыши на ячейку I 4 и, зажав левую клавишу, протащить до ячейки I 9). Нажать клавишу Enter.

3.4. Выполнение задания 4 (сохранение таблицы)

Для сохранения таблицы выполнить команды:

· Файл - Сохранить как… ( в Excel 2007 щелчок по кнопке Office - Сохранить как…);

· В открывшемся диалоговом окне Сохранение документа выбрать папку Мои документы и ввести имя таблицы “Ведомость зарплаты”;

· Щелкнуть по кнопке Сохранить.

 

3.5. Выполнение задания 5 (печать таблицы)

Для подготовки таблицы к печати следует:

· щелкнуть по пункту меню Файл;

· в падающем меню выбрать пункт Параметры страницы. Открывается одноименное диалоговое окно (рис. 3).

· на вкладке Лист поставить флажки a Сетка и a Заголовки строк и столбцов (иначе таблица будет печататься без разделительных линий и имен строк и столбцов), щелкнуть по кнопке ОК.

При работе с Excel 2007 выбрать меню Разметка страницы, вкладка Параметры листа, и поставить флажки Сетки – Вид, Заголовки – Вид.

 

Для печати таблицы выполнить команды Файл – Печать (Кнопка Office – Печать).

 

 



Рис. 3. Окно Параметры страницы в Excel 2003

 

Завершение работы с файлом

Выполнить команды Файл – Закрыть (Кнопка Office – Закрыть).

.

 

Отчет по работе

Выполнение пункта 3.5.

 

Литература: [2], с. 42-67.

 

Работа 2

Создание и редактирование диаграмм и графиков

Цель работы

Изучение работы с Мастером диаграмм.

 

Порядок выполнения работы

 

Задание 1. Построить гистограмму «Оклады работников фирмы» для ведомости зарплаты из работы 1.

Задание 2. Построить гистограмму «Оклады и премии работников фирмы» для ведомости зарплаты из работы 1.

Задание 3. Построение графиков линейных функций.

I. Построить график функции 3 y +4 x =7 на интервале [-1;1] с шагом D x =0,2.

II. Построить график линейной функции согласно индивидуальному заданию.

Задание 4. Построение графиков нелинейной функции.

I. Построить график функции 2 y 2+3 x 2=6 на интервале [0;1,4] с шагом D x =0,1.

II. Построить график квадратичной функции согласно индивидуальному заданию.

Задание 5. Построение графика поверхности.

I. Построить поверхность, описанную формулой z = x 2- y 2 в диапазоне

x Î[-2;2], y Î[-2;2] с шагом D х =1, D у =0,2.

II. Построить график функции z= , где x Î[-5;5], y Î[-5;5], D х =D у =1.

 

3.1. Выполнение задания 1. Построение гистограммы «Оклады работников фирмы»

3.1.1. Открыть файл «Ведомость зарплаты» (если он был закрыт). Для этого выполнить команды:

· Пуск – Программы - Microsoft Office - Excel;

ФайлОткрыть (Кнопка Office – Открыть);

· В диалоговом окне Открытие документа в окне Папка находим папку Мои документы;

· В открывшемся окне папки Мои документы находим имя своего файла «Ведомость зарплаты», выделим его и щелкнем по кнопке Открыть.

 

3.1.2. Выделение нужного диапазона данных

· зажать левую клавишу мыши и выделить ячейки В3:В9 (ФИО работников);

· отпустить левую клавишу мыши;

· нажать клавишу Ctrl (для одновременного выделения столбцов В и D);

· указатель мыши переместить в столбец D и выделить ячейки D3:D9 (оклады).

 

3.1.3. Обращение к Мастеру диаграмм

 
 


Щелкнуть по пиктограмме (появится окно Мастер диаграмм).

 

При работе с Excel 2007 выбрать меню Вставка – вкладка Диаграммы – Гистограмма – Ок.

 

3.1.4. Выбор типа диаграмм

В первом окне Мастера диаграмм следует выбрать тип графика. Выберем Гистограмма, Вид 4 (объемный вариант) и щелкнем по кнопке Далее.

 

3.1.5. На втором шаге (исходные данные) Мастера диаграмм следует выбрать ориентацию координатных осей: в строке или в столбцах. Выберем опцию в столбцах, щелкнем по кнопке Далее.

3.1.6. На третьем шаге (параметры диаграммы) Мастера диаграмм нужно ввести заголовки диаграммы и координатных осей:

а) щелкнем по окну Название диаграммы и введем “Оклады”;

б) щелкнем по окну Ось Х и введем “Фамилии”;

в) щелкнем по окну Ось Z и введем “Оклады”. Щелкнем по кнопке Далее.

 

3.1.7. На четвертом шаге Мастера диаграмм (размещение диаграммы) щелкнем по опции на Отдельном листе и по кнопке Готово. На новом листе Диаграмма 1 будет представлен график (рис.4).

 

 

 

 
 
Рис. 4. Диаграмма «Оклады»

 


Обратите внимание! Для построения диаграммы в рабочей книге Excel введен еще один лист Диаграмма (название - внизу рабочего окна), в то время как основная таблица помещается на Лист 1. Чтобы вновь обратиться к таблице, следует поставить указатель мыши на имя листа (Лист 1 внизу окна Excel) и щелкнуть левой клавишей.

3.1.8. Изменение вида графика

Для изменения вида графика следует:

· Поставить указатель мыши на белое поле сбоку диаграммы (появится сообщение Область диаграммы);

· Щелкнуть правой клавишей мыши (появиться контекстное меню);

· В контекстном меню выбрать команду Тип диаграммы (произойдет возврат к первому окну Мастера диаграмм);

· В окне Мастера диаграмм выбрать Коническую диаграмму, щелкнув по ней мышью. Минуя остальные шаги Мастера диаграмм, будет построена новая диаграмма.

 

3.1.9. Печать гистограммы

Выполнить команду:

· ФайлПечать (кнопка Office – Печать) – ОК.

3.2. Выполнение задания 2. Построение гистограммы «Оклады и премии работников фирмы»

 

3.2.1. Выделение массива информации

Для того чтобы выделить три столбца таблицы, поставить курсор в ячейку В3 и при нажатой клавише Ctrl выполнить:

· при зажатой левой клавиши мыши выделить столбец В (Фамилии);

· отпустить левую клавишу мыши и переместить ее указатель в столбец D (Оклады);

· зажав левую клавишу мыши, выделить столбец D;

· отпустить левую клавишу мыши и переместить ее указатель в столбец Н (Премии);

· зажав левую клавишу мыши, выделить столбец Н;

· отпустить клавишу Ctr l и левую клавишу мыши.

 

3.2.2. Работа с Мастером диаграмм

 
 


· щелкнуть по пиктограмме Мастер диаграмм;

 

· на первом шаге выбрать Тип графика – Гистограмма, ВидТрехмерная гистограмма и щелкнуть по кнопке Далее (Другие диаграммы - Трехмерная гистограмма);

· на втором шаге Мастера диаграмм выбрать ориентацию в строках и щелкнуть по кнопке Далее;

· на третьем шаге (параметры диаграмм) ввести только заголовок диаграммы – “Оклады и премии” и щелкнуть по кнопке Далее;

· на четвертом шаге (размещение диаграмм) выбрать опцию на отдельном листе и щелкнуть по кнопке Готово.

На новом листе Диаграмма 2 будет представлен график (рис.5).

 
 

 

 


Рис. 5. Диаграмма «Оклады и премии»

 

3.3. Выполнение задания 3. Построение графика линейной функции.

I. Построение графика линейной функции 3y+4x=7 на интервале [-1;1] с шагом D x =0,2.

3.3.1. Решить уравнение относительно y: .

3.3.2. Провести табуляцию значений х (задать в ЭТ, табл. 3 значения х).

Для этого:

а) ввести в ячейку А3 значение –1, в ячейку А4 значение –0,8; б) выделить ячейки А3:А4; в) поставить указатель мыши в правый нижний угол ячейки А4 и, зажав левую клавишу, заполнить ячейки А5:А13 значениями х.   3.3.3. Провести табуляцию значений y: а) ввести в ячейку В3 формулу =7/3-4/3*А3; б) скопировать формулу в ячейки В4:В13.  


Таблица 3

  А
3.3.4. Построение графика функции: а) Выполнить команды Вставка – Диаграмма – График – График с маркерами – Далее. (В Excel 2007 выбрать меню Вставка - График – График с маркерами); б) На втором шаге Мастера диаграмм - Ввести Диапазон данных В3:В13; Ряды в: столбцах; - щелкнуть по кнопке Ряд;  
В

  Построение графика 3 y +4 x =7
  Значения х Значения y
  -1 =7/3-4/3*А3
  -0,8 =7/3-4/3*А4
  -0,6 =7/3-4/3*А5
  -0,4 =7/3-4/3*А6
  -0,2 =7/3-4/3*А7
    =7/3-4/3*А8
  ,2 =7/3-4/3*А9
  0,4 =7/3-4/3*А10
  0,6 =7/3-4/3*А11
  0,8 =7/3-4/3*А12
    =7/3-4/3*А13

 

 

- поставив курсор в текстовое окно Подписи оси Х, курсором мыши выделить в таблице 3 диапазон ячеек А3:А13, Далее.

г) На третьем шаге Мастера диаграмм ввести подписи по осям:

Ось X Значения Х

Ось Y Значения Y, Далее;

д) На четвертом шаге Мастера диаграмм выбрать опцию

 На отдельном листе, Готово.

 

Полученный график приведен на рис. 6.

 

 
 
  Рис. 6. График линейной функции

 


III. Построение графика линейной функции по индивидуальному заданию

Таблица 4

Номер варианта Уравнение Интервал
а) выбрать вариант задания из табл. 4 по указанию преподава-теля; б) провести построение графика аналогично пп 3.3.1-3.3.4 пункта I.  
Шаг D x

  2 y -3 x =5 [0;3] 0,2
  4 y +5 x =6 [-2;0] 0,1
  3 y -2 x =4 [-1;2] 0,2
  5 y +2 x =3 [-2;2] 0,2
  6 y -5 x =4 [0;2] 0,1
  3 y +5 x =8 [-2;1] 0,2
  2 y -5 x =9 [-1;2] 0,2
  9 y +8 x =6 [2;4] 0,1
  4 y -3 x =8 [3;5] 0,1
  3 y +8 x =2 [2;6] 0,2

3.4. Выполнение задания 4. Построение графиков квадратичной функции.

I. Построение графика функции 2y2+3x2=6 на интервале [0;1,4] с шагом Dx=0,1.

 

3.4.1. Решить уравнение относительно y:

Это уравнение равносильно двум следующим:

Нужно построить на заданном интервале график обеих функций.

 

3.4.2. Сведем вычисления в ЭТ, табл. 5.

а) добавить новый рабочий лист (щелчок правой клавишей по имени любого имеющегося листа - ВставкаЛист);

б) заполнить ячейки А3:А17 значениями х (аналогично п. 3.3.2 задания 3);

в) ввести в ячейку В3 формулу =(3-3/2*А3^2)^(1/2) и скопировать ее в ячейки В4:В17;

г) ввести в ячейку С3 формулу =-В3 и скопировать ее в ячейки С4:С17.

 

3.4.3. Построение графика

а) Выполнить команды ВставкаДиаграммаГрафикГрафик с маркерамиДалее (Вставка - График – График с маркерами);

б) На втором шаге Мастера диаграмм

- ввести

Диапазон данных В3:С17,

- щелкнуть по кнопке Ряд;

- поставив курсор в текстовое окно Подписи оси Х курсором мыши выделить в таблице 5 диапазон ячеек А3:А17;

- Далее.

в) Закончить построение графика на отдельном листе.

Получим график (рис. 7).

Таблица 5

  А В С
  График функции 2y^2+3x^2=6
  Значения х y=(3-3/2*x^2)^(1/2) y=-(3-3/2*x^2)^(1/2)
    =(3-3/2*A3^2)^(1/2) =-B3
  0,1 =(3-3/2*A4^2)^(1/2) =-B4
  0,2 =(3-3/2*A5^2)^(1/2) =-B5
  0,3 =(3-3/2*A6^2)^(1/2) =-B6
  0,4 =(3-3/2*A7^2)^(1/2) =-B7
  0,5 =(3-3/2*A8^2)^(1/2) =-B8
  0,6 =(3-3/2*A9^2)^(1/2) =-B9
  0,7 =(3-3/2*A10^2)^(1/2) =-B10
  0,8 =(3-3/2*A11^2)^(1/2) =-B11
  0,9 =(3-3/2*A12^2)^(1/2) =-B12
    =(3-3/2*A13^2)^(1/2) =-B13
  1,1 =(3-3/2*A14^2)^(1/2) =-B14
  1,2 =(3-3/2*A15^2)^(1/2) =-B15
  1,3 =(3-3/2*A16^2)^(1/2) =-B16
  1,4 =(3-3/2*A17^2)^(1/2) =-B17

II. Построение графика квадратичной функции по индивидуальному заданию:

а) выбрать вариант задания из табл. 6 по указанию преподавателя;

б) провести построение графика аналогично пп 3.4.1-3.4.3.

 

Рис 7. График квадратичной функции

 

Таблица 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 928; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.269 с.)