Средства обучения информатике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Средства обучения информатике



Необходимым компонентом правильно построенного процесса обучения являются сред­ства обучения. Многие ученые (И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, Т.С. Назарова, Е.С. Полат, С.Г. Шаповаленко и др.) подчеркивают, что, хотя средства обучения не оказывают решающего влияния на конечные результаты процесса образования, тем не менее, обогащая используемые методы, они содействуют эффективности обучения и развития учащихся. Правильно подобран­ные и умело включенные в систему применяемых учителем методов и организационных форм обучения, дидактические средства облегчают реализацию многих принципов дидактики.

Средства обучения - орудия деятельности учителя и учеников, которые представляют собой материальные и идеальные объекты, вовлекаемые в образовательный процесс в качестве носителей информации и инструмента деятельности.

В традиционном учебном процессе такими средствами являются: печатные издания (учебники, учебно-методические пособия, справочники), дискеты с учебной информацией, за­писи на доске, плакаты, кинофильмы, видеофильмы, дидактические материалы, а также слово преподавателя [18].

Существуют различные классификации средств обучения. Часто используется следую­щая классификация: натуральные объекты, изображения и отображения, описания предметов и явлений, технические средства обучения.

В условиях преподавания информатики знание теории и методики создания и использо­вания средств обучения существенно возрастает. Во-первых, многие авторы учебников опреде­ляют информатику как науку, изучающую различные аспекты преобразования и использования информации с помощью компьютерной техники1 (см. Табл. 1). Во-вторых, в курсе информати­ки компьютер выступает не только в качестве объекта изучения и средства учебной деятельно­сти, но и в качестве средства обучения.

В последнее время средства обучения существенно изменились: в их состав вошли элек­тронные учебники, средства Интернет, мультимедиа, педагогические программные средства (П ПС) и др. Сегодня очевидно, что преподаватель, ведущий занятия с использованием мульти-медиапроектора, электронной доски и компьютера, имеющий выход в Интернет, обладает ка­чественным преимуществом перед коллегой, действующим только в рамках привычной «мело­вой технологии».

Средства обучения, будучи носителями учебной информации и инструментом деятельно­сти, являются также и способом создания информационно-предметной среды, обладающей значительным эмоциональным потенциалом [72]. При этом огромное влияние на учащихся как в информационно-познавательном, так и в воспитательном плане оказывает социокультурная среда: кино, литература, реклама, телевидение и т.д.

На схеме, представленной на рис. 14, средства обучения информатике классифицируются нами по следующим группам: технические средства обучения (ТСО), программное обеспече­ние, информационные средства (печатные и электронные), материальные средства.

При этом совокупность средств обучения рассматривается нами, во-первых, в условиях кабинета информатики, когда все средства обучения сосредоточены в одном помещении и ла­борантской, а во-вторых, в неразрывной связи с внешней (по отношению к кабинету информа­тики) информационной средой.

В состав внешней информационной среды мы включаем школьную информационную среду (организационно-методическая среда, медиатека и т.д.) и социальные информационные технологии (ресурсы сети Интернет, средства массовой информации и т.д.).

Дидактические функции средств обучения [72]:

- компенсаторная (облегчение процесса обучения за счет уменьшения затрат сил и времени обучаемого);

- адаптивная (поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, соответствие содержания учебного материала возрастным особенностям учащихся и т.д.);

- информативная (передача необходимой для обучения информации);

- интегративная (рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом);

- мотивационная (побуждение познавательного интереса);

- инструментальная (обеспечение деятельности учащихся и педагога: организация демонстраций, наблюдения, эксперимента, самостоятельной работы, проверки и коррекции знаний и т.д.);

- интерактивная (взаимодействие учащегося с используемым средством обучения и наличие обратной связи).

Заметим, что названные функции в наибольшей степени реализуются в условиях приме­нения средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

(1 Напомним, что в англоязычных странах для обозначения соответствующей научной дисциплины ис­пользуется термин «Computer Science»)

Рис. 14. Состав средств обучения информатике Методика подготовки урока с использованием средств обучения (Л.П. Прессман):

а) анализ целей урока, его содержания и логики изучения материала;

б) выделение главных элементов, которые должны быть усвоены учащимися;

в) разбиение учебного материала на структурно-смысловые блоки, определение их взаи­
мосвязи с ранее изученным; выявление блоков, при изучении которых необходимо использова­
ние средств обучения;

г) отбор или создание необходимых средств обучения;

д) определение роли и места средств обучения, а также методов и приемов организации
познавательной деятельности учащихся с их использованием.

По нашему мнению, предложенный алгоритм должен быть составной частью поурочного планирования (см. п. 4.2.2).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 2166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.198.146 (0.006 с.)