Помещение кабинета информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Помещение кабинета информатики



К помещению кабинета информатики предъявляются достаточно жесткие требования, определяемые, прежде всего, СанПиН 2.2.2.542-96 [15] и СанПиН 2.4.2.1178-02 [16]. Эти тре­бования касаются целого ряда параметров.

Так, размещение кабинета информатики (как и любых других учебных помещений) не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

Поверхность пола в кабинете должна быть ровной, без выбоин и щелей, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами и иметь по­крытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. Стены должны быть гладки­ми, допускающими их уборку влажным способом.

При входе в кабинет информатики должны быть предусмотрены встроенные или при­стенные шкафы (полки) для хранения портфелей и сумок учащихся.

Кабинет информатики должен иметь смежное помещение - лаборантскую - площадью не менее 18 м2 с двумя входами: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

Обычно кабинет информатики оборудуется системой охраны помещения, позволяющей сдавать его под сигнализацию по окончании работы.

Площадь кабинетов принимается из расчета на 1 обучающегося 2,5 м2 при фронтальных формах занятий; 3,5 м2 - при групповых формах работы и индивидуальных занятиях [16] (заме­тим, что тем же документом [16] ограничивается наполняемость класса, которая не должна превышать 25 человек).

При этом в кабинете информатики необходимо придерживаться норм размещения вы­числительной техники: на 1 ПЭВМ требуется не менее 6 м2 площади1 и 24 м3 объема.

Все материалы, используемые для внутренней отделки интерьера, звукоизоляции и т.п. кабинета, должны быть разрешены для применения органами и учреждениями Госсанэпиднад­зора. Запрещается применять древесностружечные плиты, слоистый бумажный пластик, синте­тические ковровые покрытия и т.д., выделяющие в воздух вредные химические вещества.

Для отделки учебных помещений используются отделочные материалы и краски, соз­дающие матовую поверхность с коэффициентами отражения: для потолка - 0,7-0,8; для стен -0,5-0,6; для пола - 0,3-0,5.

Следует использовать следующие цвета красок:

- для стен учебных помещений - светлые тона желтого, бежевого, розового, зеленого,
голубого;

- для мебели (парты, столы, шкафы) - цвета натурального дерева или светло-зеленый;

- для классных досок - темно-зеленый, темно-коричневый;

- для дверей и оконных рам — белый.

- ((1 Такой расчет будет верен только для полноценных кабинетов, оснащенных 9-15 компьютерами. Так, если в кабинете информатики сельской школы всего 2-3 компьютера, то площади в 12-18 м2 недоста­точно. При расчете учитывается количество учащихся (скажем, 10 чел.). Тогда площадь кабинета должна составлять от 25 до 35 м2.)

- Освещение. Помещение кабинета информатики должно иметь естественное и искусст­венное освещение. Неблагоприятные условия освещения затрудняют работу за видеотермина­лами и способствуют формированию отклонений в функции зрения.

Естественное освещение должно осуществляться через окна, ориентированные преиму­щественно на север и северо-восток. Основной поток естественного света должен быть слева, допустимо справа. Не допускается направление основного потока естественного света спереди и сзади.

Размещение РМУ должно исключить попадание прямых солнечных лучей, чрезмерную контрастность и отражение света на экране дисплея. В этих целях оконные проемы должны быть оборудованы регулируемыми устройствами типа жалюзи, однотонными занавесями в складку из плотной ткани светлых тонов, внешних козырьков и т.д. К занавесям предъявляются дополнительные требования: их цвет должен гармонировать с окраской стен и мебели (ни в ко­ем случае не черный), ширина в 2 раза больше ширины окон.

Шторы из поливинилхлоридной пленки не используются. В нерабочем состоянии шторы необходимо размещать в простенках между окнами.

Для максимального использования дневного света и равномерного освещения учебных помещений следует:

- сажать деревья не ближе 15 м, кустарник - не ближе 5 м от здания;

- не закрашивать оконные стекла;

- не расставлять на подоконниках цветы. Их размещают в переносных цветочницах высо­
той 65-70 см от пола или подвесных кашпо в простенках окон;

- очистку и мытье стекол проводить 2 раза в год (осенью и весной).

Искусственное освещение в кабинете информатики должно осуществляться системой общего равномерного освещения.

В кабинете следует применять систему общего равномерного освещения. Светильники с люминесцентными лампами располагаются параллельно светонесущей стене на расстоянии

1,2 м от наружной стены и 1,5 м от внутренней [16]. Об­щее освещение следует выполнять в виде сплошных ли­ний светильников, расположенных с двух сторон от рабо­чих мест, параллельно линии зрения пользователя при рядном расположении РМУ [37] (рис. 7).

При периметральном расположении компьютеров линии светильников должны располагаться локализован-но над рабочим столом ближе к его переднему краю, об­ращенному к оператору.

Экран монитора должен располагаться в зоне защитного угла светильника и проекция его должна быть вне экрана видеомонитора.

Светильники не должны отражаться на экране ПЭВМ или ВДТ, так же как и оконные светопроемы. Освещенность на поверхности стола должна быть в пределах 300-500 лк.

При проектировании системы искусственного освещения для учебных помещений необ­ходимо предусмотреть раздельное включение линий светильников.

«Методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинетов информати­ки, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплейными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования» [37] рекомендуют «применять светильники серии JЛПО-36 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧ ПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧ ПРА в модификации «кососвет».

При отсутствии указанных светильников допускается применение светильников с метал­лической экранирующей решеткой и непрозрачными боковинами для общего освещения серий, предпочтительность которых указывается последовательностью перечисления:

1. ЛП013 - 2 х 40/Б - 01; 6. ЛС005 - 2 х 40 - 003;

2. ЛП013 - 4 х 40/Б - 01; 7. ЛС004 - 2 х 36 - 008;

3. ЛСП13 - 2 х 40 - 06; 8. ЛП034 - 4 х 36 - 002;

4. ЛСП13 - 2 х 65 - 06; 9. ЛП034 -4х58- 002;

5. ЛС005-2х40-001; 10. ЛП031 - 2х40-002» [37; с. 89].

При этом в качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40 и 58 Вт или энергоэкономичные мощностью 36 Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

В [16] для общего освещения учебных помещений рекомедуется применять люминес­центные светильники следующих типов: ЛС002-2х40, ЛП028-2х40, ЛП0022х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40, а также другие светильники по типу приведенных с аналогичными светотехниче­скими характеристиками и конструктивным исполнением.

Классная доска, если она имеется в классе, должна оборудоваться софитами и освещаться двумя установленными параллельно ей светильниками серии JЛПО-125 [37] или ЛПО -30-40-122 (125) [16]. Указанные светильники размещаются выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской. Освещенность классной доски должна соответствовать 500 лк.

Для обеспечения нормальной освещенности в кабинете информатики не реже двух раз в год необходима чистка светильников.

В кабинете информатики должны обеспечиваться оптимальные параметры микро­климата:

Таблица 15

 

Оптимальные параметры Допустимые параметры
Температура, о C Относительная влажность, % Температура, о C Относительная влажность, %
       
       
     

Кабинет должен быть оборудован системой кондиционирования воздуха или эффектив­ной приточно-вытяжной вентиляцией.

Для повышения влажности воздуха в кабинете информатики рекомендуется применять увлажнители воздуха, заправляемые ежедневно дистиллированной или кипяченной питьевой водой. Для этого могут использоваться и открытые емкости с водой, например, аквариум, кото­рый будет служить и целям эстетического оформления кабинета.

Площадь фрамуг и форточек в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года.

Кабинет информатики перед началом и после каждого академического часа учебных за­нятий должен быть проветрен, что обеспечивает улучшение качественного состава воздуха, в том числе и аэроионный режим. В теплые дни целесообразно проводить занятия при открытых фрамугах и форточках.

СанПиН предъявляют также требования к шуму и вибрации в кабинете информатики: уровень шума на РМУ не должен превышать 50 дБ. Оборудование (принтеры и т.п.), уровни шума которого превышают нормированные, должно находиться вне помещения кабинета.

Кабинет информатики не должен граничить с помещениями, в которых уровни шума и вибрации превышают нормируемые значения (мастерские, гимнастические залы и т.п.). Сни­зить уровень шума в кабинете можно использованием звукопоглощающих материалов для от­делки помещения (разрешенных органами Госсанэпиднадзора России). Дополнительным зву­копоглощением служат оконные занавеси из плотной ткани.

Документ [16] предъявляет следующие требования к размерам проходов и расстояниям между предметами оборудования (в см):

- между рядами двухместных столов - не менее 60;

- между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50—70;

- между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами,
стоящими вдоль этой стены, - не менее 50-70;

- от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не
менее 70; от задней стены, являющейся наружной, - не менее 100;

- от демонстрационного стола до учебной доски - не менее 100;

- от первой парты до учебной доски — 240—270;

- наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860;

- высота нижнего края учебной доски над полом — 80—90;

- угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места обучаю­
щегося за передним столом) — не менее 35° для обучающихся II—III ступени и не менее 45° для
детей 6-7 лет.

При организации кабинета информатики должны быть учтены правила пожарной и электробезопасности [74, 76, 78, 80].

Электроснабжение кабинетов (лабораторий) должно осуществляться от щита с раздели­тельными трансформаторами, подсоединенного к электрическому вводу через защитно-отключающее устройство (УЗОШ).

Все используемые демонстрационные, лабораторные и другие электрические приборы должны отвечать требованиям Правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭ) и Правил техники безопасности (ПТБ) напряжением до 1000 В при проведении занятий в кабине­тах (классах) учебного заведения и практики учащихся на промышленных объектах.

Запрещается использовать самодельные приборы и подавать на лабораторные столы на­пряжение переменного тока выше 42 В и постоянного — выше 110 В (Исключение составляют ПЭВМ, на которые может подаваться напряжение питания 220 В частотой 50 Гц).

Все розетки должны быть промаркированы по напряжению. Все токоведущие части элек­трических приборов должны быть надежно изолированы.

Проверка состояния элементов заземляющего устройства, наличие цепи между контуром заземления и заземляющими элементами, измерение сопротивления заземляющего устройства, электрических сетей, электроприборов и электрооборудования, согласно Правилам устройства электроустановок (ПУЭ), организуется ежегодно директором или лицом, ответственным за электрохозяйство данного учебного заведения с составлением акта.

Кабинет информатики должен быть оборудован средствами пожаротушения. Пожарная безопасность в кабинете организуется в соответствии с Правилами пожарной безопасности для общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, школ-интернатов, детских домов, дошкольных, внешкольных и других учебно-воспитательных учреждений [74].

В помещении кабинета и в лаборантской устанавливается по водопроводному крану и раковине с гидравлическим затвором.

Необходимый минимум средств пожаротушения кабинета включает:

- порошковые и углекислотные огнетушители (не менее двух), размещаемые непосредственно в кабинете и лаборантской или в непосредственной близости от кабинета;

- закрывающийся крышкой ящик с сухим просеянным песком вместимостью 0,05 м3, укомплектованный совком вместимостью не менее 2 кг песка. Вместо ящика разрешается размещать песок в металлических сосудах вместимостью 4-6 кг;

- накидки из огнезащитной ткани размером 1,2х1,8 м и 0,5х0,5 м.

Загорание в кабинете информатики необходимо немедленно ликвидировать, предварительно обесточив кабинет, при этом:

- электропроводку следует гасить песком, огнезащитной тканью, порошковыми огнетушителями;

- обесточенную аппаратуру можно накрывать огнезащитной тканью, гасить порошковыми огнетушителями;

- обесточенную электропроводку можно гасить водой.
Рабочие места учащихся и преподавателя

Согласно [16], учебные помещения включают: рабочую зону (размещение учебных сто­лов для обучающихся), рабочую зону учителя, дополнительное пространство для размещения учебно-наглядных пособий, технических средств обучения (ТСО), зону для индивидуальных занятий обучающихся и возможной активной деятельности.

Оптимальные размеры рабочей зоны обучающихся зависят от угла видимости (связанно­го с расстоянием от доски до первых боковых рядов - парт). Он должен составлять не менее 35° для обучающихся II—III ступеней и не менее 45° для обучающихся 6—7 лет.

Размещение рабочих мест и оборудования

За более чем пятнадцать лет изучения информатики в школе опробованы различные способы размещения оборудования в кабинете. Основные требования к оптимальному размещению [8]:

1) безопасность работы учащихся, учителя и оборудования;

2) удобство для учащихся;

3) удобство для учителя с точки зрения управления уроком, сочетания различных форм
обучения, организации контроля;

4) удобство для обслуживания и ремонта;

5) оптимальное использование площади помещения.

Сформулированные требования противоречивы. Так, наиболее опасная зона - зона разъ­емов. Но доступ к ней нужен для обслуживания и ремонта.

Рассмотрим и оценим основные варианты размещения рабочих мест учащихся (РМУ), которое может осуществляться следующими способами:

а) рядное - исторически первый тип размещения компьютеров в кабинете информатики, при котором столы расположены традиционным образом (рис. 8, 27-28).

б) Центральное размещение, при котором два ряда столов с ПЭВМ стоят без разрыва в
центре кабинета, а их экраны обращены в противоположные стороны (рис. 9, 29-30).

в) Периметральное размещение, при котором столы с ПЭВМ располагаются вдоль стен
кабинета (рис. 10, 31-35). Этот вариант размещения в наибольшей степени соответствует тре­
бованиям СанПиН.


Рис. 8. Рядное размещение РМУ

Рис. 9.Центральное размещение РМУ

Рис. 10. Периметральное размещение РМУ


К размещению РМУ предъявляются следующие санитарно-гигиенические требования [15,37]:

- периметральное размещение осуществляется с соблюдением следующих расстояний:
между стеной с оконными проемами и столами с ПЭВМ - не менее 0,8 м; у стены,
противоположной оконным проемам, столы могут быть установлены непосредственно
или на расстоянии 0,1 м;

при выполнении творческой работы, требующей значительного умственного напряже­ния или высокой концентрации внимания, следует изолировать РМУ друг от друга пе­регородками высотой 1,5-2 м;

- рядная расстановка возможна при следующем условии: расстояние от тыльной по­
верхности одного монитора до экрана другого должно составлять не менее 2 метров;

- в любом случае расстояние между боковыми поверхностями видеомониторов должно
составлять не менее 1,2 м.

Расстановка рабочих мест учащихся в кабинете должна обеспечить свободный доступ учащихся и учителя во время урока к рабочему месту, возможность активного общения между учащимися и учителем.

Оптимальным вариантом, с точки зрения безопасности труда и создания постоянных уровней освещенности при работе, является периметральная расстановка рабочих столов с

С
\ Доска (демонстрационный экран)

ПЭВМ, при этом расстояние между двумя соседни­ми столами, расположенными в углах, должно быть не менее 2 м.

Письменный стол
Посадочное место учащегося

Рядная же расстановка для кабинета инфор­матики не рекомендуется, так как расстояние 2 м в ряду между столами с ПЭВМ в реальных условиях трудно обеспечить.

Стол с компьютером

В статье [104] предлагается оригинальный
вариант расстановки РМУ (рис. 36). На рис. 11
представлен фрагмент схемы. Поскольку учащимся
на уроках приходится достаточно часто менять вид
деятельности (лекции, беседы, практические и са-
Рис. 11. Авторское размещение РМУ мостоятельные работы и т.д.), рабочее место должно быть организовано так, чтобы переход от одного режима работы к другому происходил с минимальной тратой времени, а самое главное — без ослабления внимания. Этого можно до­биться специальным расположением стола с компьютером и письменного стола для каждого учащегося и их взаимной ориентацией.

Работа за ПЭВМ или ВДТ при указанных выше вариантах расстановки рабочих мест должна осуществляться при искусственном освещении и зашторенных окнах, что позволяет обеспечить на рабочих столах постоянный уровень освещенности.

Возможны и другие варианты размещения РМУ (Прил. 13, рис. 37, 39). Однако они за­частую либо не соответствуют СанПиН, либо неудобны для проведения занятий, либо нера­ционально используют площадь кабинета.

Например, предлагается такая расстановка РМУ [10], при которой используются столы нетрадиционных форм. При этом учитывается возможность совместной работы учащихся с ис­пользованием и без использования компьютера; возможность диалога; изолированность групп друг относительно друга; возможность коммуникации ТСО. В то же время, в таких кабинетах не в достаточной мере учтена необходимость работы со всем классом.

В работе [10] рекомендуется использовать рабочие места, выпускаемые фирмой «Pitsco», США (рис. 37, 39). Как видно из рисунка, столы одной группы размещены под углом 90°. За такими столами может работать группа в 2 человека. Однако с точки зрения психологии и пе­дагогики оптимальной для общения и работы является группа в 3—5 человек. Поэтому предло­жены РМУ, чертеж которых представлен на рис. 37.

Столы РМУ размещаются под углом в 120°. В середине рабочего места размещен ПК со всеми техническими средствами, входящими в состав системы. Три рабочих места ставятся друг к другу по кругу, образуя учебный центр, за которым работает 9 учащихся. Место, зани­маемое центром, - круг диаметром 3-3,5 м. Рабочие места разделены между собой тремя пере­городками. Такое размещение позволяет просто организовать локальную сеть, все коммуника­ции закрыты и не мешают учащимся.

Заметим, что оригинальное и интересное во многих отношениях решение может быть не разрешено органами СЭС. В частности, не выполняются требования относительно расстояния между боковыми поверхностями видеомониторов, ориентации относительно оконных проемов, количества работающих на ПЭВМ. Поэтому все авторские разработки, касающиеся планировки кабинета информатики и рабочих мест учащихся, должны быть тщательно продуманы, сплани­рованы и согласованы с органами Госсанэпиднадзора.

Новые СанПиН [16] предъявляют повышенные требования к учебной мебели. Так, в учебных классах могут применяться столы ученические (одноместные и двухместные), столы аудиторные, чертежные или лабораторные. Расстановка столов, как правило, трехрядная, но возможны варианты с двухрядной или однорядной (сблокированной) расстановкой столов.

Учащиеся должны быть обеспечены удобным рабочим местом за партой или столом в со­ответствии с ростом и состоянием зрения и слуха. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится ее цветовая маркировка (Табл. 2). Табуретки или скамейки вместо стульев не используются.

Парты (столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске, большие — дальше. Для детей с нарушением слуха и зрения парты, независимо от их но­мера, ставятся первыми, причем обучающиеся с пониженной остротой зрения должны разме­щаться в первом ряду от окон. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболева­ниями, следует рассаживать дальше от наружной стены.Нам кажется, что реализовать названные требования в условиях кабинетной системы бу­дет весьма сложно: перед каждым уроком придется переставлять столы (парты).

Рабочие места учащихся, оснащенные ПЭВМ или ВДТ, и организация их оборудования должны соответствовать гигиеническим требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.2.2.542-96 - [15]). Кабинет информатики оборудуется одноместными столами, пред­назначенными для работы на ПЭВМ или ВДТ со всеми необходимыми периферийными уст­ройствами. К столам подводится электропитание и кабель локальной сети. Столы оборудуются в соответствии с требованиями безопасности и крепятся к полу. Общая электрическая схема питания для кабинета информатики включается в сопроводительную документацию, по­ставляемую с комплектом электрооборудования для КУВТ. Все ПЭВМ или ВДТ следует заземлять.

Конструкция одноместного стола для работы с ПЭВМ или ВДТ должна предусматривать [37]:

• две раздельные поверхности: первая - горизонтальная для размещения ПЭВМ или ВДТ
с плавной регулировкой по высоте в пределах 520—760 мм и вторая — для клавиатуры с плавной
регулировкой по высоте и углу наклона от 0 до 15° с надежной фиксацией в оптимальном ра­
бочем положении (12-15°), что способствует поддержанию правильной рабочей позы учащихся
без резкого наклона головы вперед;

• ширину поверхности для ПЭВМ или ВДТ и клавиатуры не менее 750 мм, а при наличии
принтера - 1200 мм;

• глубину каждой из указанных поверхностей стола — не менее 550 мм;

• опору поверхностей стола на стояк, расположенный в центре; в стояке должны прохо­
дить провода электропитания и кабель локальной сети с обеспечением необходимых требова­
ний по электробезопасности, а основание стола необходимо оснастить подставкой для ног;

• отсутствие ящиков.

Высота края стола, обращенного к работающему за ПЭВМ или ВДТ, а также стула долж­на приниматься в соответствии с ростом учащегося в обуви согласно табл. 16.

Таблица 16 Размеры мебели и ее маркировка

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93 Группа роста (в мм) Высота над полом крышки края стола, об­ращенного к ученику, по ГОСТ 11 01 5-93 (в мм) Цвет маркировки Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТ 11016-93 (в мм)
  1000-1150   Оранжевый  
  1150-1300   Фиолетовый  
  1300-1450   Желтый  
  1450-1600   Красный  
  1600-1750   Зеленый  
  Свыше 1750   Голубой  

Ширина и глубина пространства для ног под столом определяется конструкцией стола. Допускается ситуация, при которой стол с ПЭВМ или ВДТ опирается не на стояк, ана ножки, но при строгом соблюдении его соответствия ростовым особенностям учащихся в обуви. В «Методических рекомендациях по оборудованию и использованию кабинетов инфор­матики, классов с персональными электронно-вычислительными машинами или видеодисплей­ными терминалами в учебных заведениях системы общего среднего образования» сказано:

«При невозможности укомплектования учебного помещения столами с регулировкой по­верхностей по высоте для различных ростовых групп учащихся высота поверхности стола над уровнем пола для клавиатуры должна составлять 725 мм. При отсутствии стола с опорой на стояк и регулировкой поверхностей по высоте для работы на ПЭВМ или ВДТ можно временно допустить:

• расположение клавиатуры на ученическом столе, а видеомонитора — на подставке или
подвеску его на кронштейне за ученическим столом;

• расположение на двух ученических столах, составленных вместе: на одном - видеомо­
нитор, на другом - клавиатура..

При наличии высокого стола и стула, не соответствующих росту учащихся, следует поль­зоваться подставкой для ног. Конструкция подставки: ширина — 300 мм, длина — 400 мм, угол наклона опорной поверхности 20°. Подставка должна иметь регулировку по высоте в пределах 150 мм. Поверхность подставки должна быть рифленой, по переднему краю - бортик высотой 10 мм» [37; с. 76-77]. По нашему мнению, положения, изложенные в приведенной цитате, не соответствуют требованиям новых СанПиН [16].

Поверхности стола должны иметь цвет натуральной древесины. Допускаются бледно-голубой, бледно-зеленый или бледно-серый цвета. Поверхности стола должны быть матовыми. Столы с ПЭВМ или ВДТ должны быть снабжены стульями с подъемно-поворотными и регули­руемыми по высоте и углам наклона сиденьями и спинками, а также с возможностью регули­ровки расстояния от спинки до переднего края сиденья. При этом регулировка каждого пара­метра должна осуществляться раздельно, без особых усилий и быть надежной. Поворот сиде­нья и спинки стула вокруг оси должен быть в пределах ±180°.

Сиденья и спинки стульев должны быть полумягкими, покрытыми воздухопроницаемым, не электризующимся и не скользящим материалом, легко поддающимся очистке от загрязне­ния. Основные размеры стула в зависимости от ростовых особенностей учащихся представле­ны в табл. 17.

Таблица 17 Основные размеры стула для учащихся и студентов

 

 

Параметры стула Рост учащихся и студентов в обуви, см.
116-130 131-145 146-160 161-175 > 175
Высота сиденья над полом, мм          
Ширина сиденья, не менее, мм          
Глубина сиденья, мм          
Высота нижнего края Спинки над сиденьем, мм          
Высота верхнего края Спинки над сидсиьем, мм          
Высота линии прогиба Спинки, не менее, мм          
Радиус изгиба переднего края сиденья, мм 20-50
Угол наклона сиденья, град. 0-4
Угол наклона спинки, град. 95-108
Радиус спинки в плане, не менее, мм  

Наличие столов и стульев в соответствии с ростовыми особенностями учащихся способ­ствует обеспечению правильной посадки и предупреждению отклонений со стороны костно-мышечной системы.

Расстановка РМУ в кабинете должна обеспечить электробезопасность и безопасность от электромагнитных излучений, свободный доступ учащихся и педагога во время урока к каждо­му рабочему месту.

Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами в из расчета количества занимающихся. Ученические столы располагаются в центре и предна­значены для проведения теоретических занятий, индивидуальной, групповой работы, не тре­бующей использования ПЭВМ, или для выполнения контрольных работ, что позволяет разно­образить учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей учащихся, сосредоточиться при объяснении педагогом учебного материала и способствует сохранности средств вычисли­тельной техники. Дополнительные столы позволяют также часть учащихся занять другими ви­дами деятельности в безмашинном варианте, а также чередовать их. Расставляются эти столы в один или два ряда.

Правильная посадка учащихся за рабочим столом с ПЭВМ или ВДТ способствует нор­мальному функционированию органов и систем организма, профилактике нарушения осанки и зрения, сохранению здоровья и хорошей работоспособности. Правильная посадка обес­печивается подбором стола и стула в соответствии с указанными выше требованиями.

При правильной посадке учащиеся должны сидеть прямо, не сутулясь. Спина должна иметь опору в области нижних углов лопаток, предплечья должны находиться под прямым уг­лом по отношению к плечам и опираться на наклонную поверхность стола с клавиатурой; тем самым снимается статическое напряжение с мышц плечевого пояса и рук. Край сиденья стула должен заходить за край стола, обращенный к учащемуся, на 5-7 см. Угол, образуемый голе­нью и бедром, должен составлять 90-120°, стопы должны опираться на пол или подставку для ног.

Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 60-70 см.

Голова должна быть слегка на­клонена вперед (не более чем на 15°). Уровень глаз при вертикально распо­ложенном экране монитора должен приходиться на центр или 2/3 высоты экрана. Линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана и оптимальное ее отклонение от пер­пендикуляра, проходящего через центр экрана в вертикальной плоско­сти, не должно превышать ± 5о, до­пустимо ± 10о (Рис. 12).

В зоне доступности ±30° долж­ны находиться учебные пособия, пюпитр. Учащимся с близорукостью и дальнозоркостью средней степени выраженности (более 3 диоптрий) за видеомонитором необходимо работать в очках.

Независимо от количества создаваемых в кабинете ученических мест, в состав КУВТ включается рабочее место преподавателя (РМП). Оно размещается таким образом, чтобы учителю было наиболее удобно выполнять свои функции: работать индивидуально и со всем классом, использовать ТСО, контролировать работу учащихся в классе.

Стол преподавателя с двумя тумбами для принтера и графопроектора (рис. 13) устанав­ливается на подиуме и оснащается аппаратурой в соответствии с «Перечнем средств вычисли­тельной техники...» (Приложение 14).

Рис. 13. Стол преподавателя

В тумбах предусматривается 1-2 ящика размерами не менее 350х500х100 мм для принад­лежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий. Стол используется для установки ПЭВМ и ведения записей.

ПЭВМ учителя состоит из системного блока с интерфейсами для подключения внешних устройств и рабочих мест учащихся, клавиатуры, устройств отображения информации и уст­ройств внешней памяти.

Кроме того, рабочее место учителя оборудуется принтером, наборами кабелей и адапте­ров локальной сети, комплектами магнитных носителей, а также демонстрационным цветным видеомонитором.

К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графопроектора. В процессе занятия подключение электропитания к РМУ и его вы­ключение производит преподаватель и отмечает это в соответствующем журнале на каждом занятии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 9402; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.079 с.)