Анализ и самоанализ урока информатики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ и самоанализ урока информатики



Важной составляющей методической подготовки учителя является умение анализировать уроки. В учебной литературе по дидактике и методике обучения содержится немало различных вариантов психологического, психолого-педагогического и педагогического анализа и само­анализа урока, рекомендаций, предложений [8, 26, 109].

Вместе с тем во всех схемах педагогического анализа выделяются следующие инвари­антные элементы [26]:

- правильность и полнота постановки целей и задач урока; место урока в системе занятий по теме;

- обоснованность отбора содержания;

- обоснованность структуры урока;

- эффективность решения задач на каждом из этапов урока на основе выбранных методов и средств обучения;

- характер деятельности учащихся на уроке и ее продуктивность;

- способы педагогического руководства и характер отношений (микроклимат) в процессе совместной работы педагогов и учащихся;

- выявление факторов и условий, способствовавших достижению целей или препятствовавших успешному обучению, воспитанию и развитию;

- резервы улучшения урока в будущем.
Цели изучения урока:

- освоение универсальных элементов педагогической технологии проведения уроков путем изучения образца действий учителя;

- знакомство с особенностями преподавания информатики в данном классе (школе), действующей программой курса, средствами обучения;

- развитие способности к анализу педагогической деятельности и ее результатов;

- умение применять принципы дидактики для преподавания информатики;

- умение сопоставлять методики преподавания различных предметов и переносить свои знания из методики преподавания одной дисциплины в другую; распознавать, оценивать и творчески воспринимать педагогические приемы и методы конкретного учителя.

Сопоставляя различные варианты в соотнесении с требованиями к уроку информатики, приходим к следующей схеме анализа урока.

1. Общие сведения об уроке

Дата, школа, класс, предмет, Ф.И.O. учителя, тема учебной программы, тема урока, цель и тип урока.

Организация урока

1. Готовность учителя и учащихся к уроку.

2. Обзор средств обучения и учебной среды. Оборудование кабинета, его удобство для
учащихся и учителя, состав оборудования. Готовность средств обучения и кабинета.

3. Мобилизующее начало урока.

4. Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм при работе с ком­
пьютером.

3. Структура урока

1. Этапы урока, распределение времени.

2. Четкость этапов, выделение главного.

3. Соответствие структуры урока целям и его содержанию.

4. Насыщенность урока и темы.

5. Сочетание коллективной, групповой и индивидуальной работы.

6. Ритмичность урока: чередование легкого материала с трудным, письменных видов деятельности с устными, бескомпьютерных с компьютерными. Нагрузка в течение урока.

4. Содержание урока

1. Объем фактического материала, соответствие программе, используемому учебнику и уровню знаний учащихся.

2. Правильность и полнота определения содержания образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, а именно: овладение учащимися знаниями о процессах преобразования, передачи и использования информации, привитие навыков сознательного и рационального использования компьютерных технологий.

3. Этапы повторения и закрепления материала, способы. Соответствие теории и упражнений.

4. Повторение пройденного, опорные знания.

5. Внутрипредметные и межпредметные связи, связь с жизнью.

5. Методы, приемы и средства обучения

1. Целесообразность методов обучения.

2. Соответствие содержания урока общедидактическим принципам научности, наглядности, последовательности, доступности, связи с практикой.

3. Степень интереса учащихся к изучаемому материалу, познавательная активность и самостоятельность учащихся на уроке. Сознательность усвоения. Организованность и дисциплинированность. Умение самостоятельно овладевать знаниями с помощью справочного материала компьютера, учебника.

4. Наличие обратной связи «учитель - ученик». Момент ответа на актуальные вопросы (по ходу урока или в конце).

5. Развитие логического мышления у учащихся и самостоятельность в обучении.

6. Работа со слабоуспевающими учащимися. Индивидуализация обучения — разные уровни заданий, привлечение сильных учащихся для помощи слабым и т.д.

7. Методы проверки и оценки знаний учащихся. Система контроля знаний. Использование компьютера для проверки знаний. Объективность оценки знаний.

8. Средства достижения и поддержания внимания учащихся на уроке и интереса к предмету. Приемы удержания внимания, действий при обнаружении ошибок.

9. Методы формирования и закрепления интереса к материалу. Стимулирование мыслительной деятельности учащегося.

10.Соответствие используемых средств обучения теме урока; моменты использования. Содержание программного обеспечения, раздаточного материала, инструкций и т.д.

11.Методы деятельности учителя на уроке. Известные и нестандартные методы обучения, использованные на уроке. Использование разнообразных источников знаний (применение обучающих и контролирующих программных средств, ресурсов Интернет и т.п.).

12.Оценка трудоемкости домашнего задания (выполните сами и замерьте время).

13.Итог урока, его воспитательная ценность.

14.Цели, которые намечал учитель на уроке, их достижение.

6. Учитель как личность

1. Знания и методическая грамотность учителя.

2. Культура речи и педагогический такт.

3. Доброта и требовательность к учащимся.

4. Контакт учителя с учащимися, взаимоотношения (авторитарные, либеральные, сотрудничество).

5. Черты характера и особенности личности учителя, которые могут служить ориентиром для учащихся. Воспитательные методы и приемы.

7. Заключение по уроку

1. Эффективность обучения — насыщенность учебного времени, отсутствие постороннего

материала, оптимальность выбора программных средств. Воспитательный эффект урока.

2. Ценные стороны урока и недостатки.

3. Предложения учителю.

Приведенная выше схема (или аналогичная) позволяет осуществить качественный анализ урока. Существуют методики, позволяющие проводить и количественный анализ (Табл. 13.1-13.2).

Таблица 13.1 Схема количественной оценки эффективности урока

Параметры оценки Балл
1. Цель урока • сформулирована четко, лаконично; • соответствует требованиям программы, типу обучения (углубленное, профильное), месту урока в теме  
2. Тип урока • соответствует этапам познавательной деятельности  
З. Содержание учебного материала • соответствует дидактической цели урока, требованиям программы, повышенному уровню лицейского образования; • излагается в соответствии с современным уровнем развития науки и общества, профилем обучения; • обеспечивается глубокое проникновение в сущность явлений, проблем, фактов; • подбираются примеры на межпредметные и внутрипредметные связи; • используются ресурсы Интернет; • отсутствуют фактические ошибки и неточности  
4. Методы обучения • соответствуют содержанию учебного материала и цели урока; • обеспечивают познавательную самостоятельность, интерес учащихся; • способствуют эффективному усвоению материала; • позволяют использовать дифференцированный подход, создавать ситуации выбора типа, ви­да, формы заданий; • обеспечивают оптимальное сочетание репродуктивной, конструктивной и творческой дея­тельности  
5. Формы организации познавательной деятельности • фронтальные, групповые, парные, индивидуальные; • соответствуют содержанию, методам и цели урока; • обеспечивают включение учеников в познавательную деятельность  
6. Учебное оборудование • рационально используется классная доска; • аудиовизуальные средства, другие дидактические материалы  
7. Обратная связь • процесс усвоения знаний непрерывно контролируется, знания оцениваются; • формы проверки и оценки разнообразны, количество опрошенных значительное  
8. Время урока • использовано рационально и эффективно; • темп урока оптимальный  
9. Психологический климат урока • организуется содержательная, интересная работа; • отсутствует морализирование, критические замечания; • формируется высокая самооценка ученика; • оптимистическое, мажорное настроение учителя  
10. Реализация образовательных задач урока • усвоены ведущие идеи, понятия; • уверенные и правильные ответы учащихся при закреплении и контроле знаний; • наличие познавательного интереса, интереса к предмету  
11. Развивающее воздействие урока • обучение на достаточно высоком уровне сложности; • используются элементы проблемного обучения; • формируются элементы теоретического мышления; • формируются компоненты мышления: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, система­тизация; • обеспечивается высокий уровень речевой активности  
12. Реализация воспитательных задач урока • учитель реализует воспитательный потенциал урока; • обеспечивает вовлечение учащихся в активную познавательную деятельность; • оценка знаний является воспитывающим фактором; • доминирует положительное эмоциональное состояние; • формируется личностное отношение к знаниям; • оснащение способствует воспитанию эстетической культуры  
Общее количество баллов Коэффициент эффективности урока (среднее арифметическое) Кто анализировал  

Баллы: 2 — высокий уровень; 1 — средний уровень; 0 — низкий уровень.

Методика системного анализа урока (В.П. Симонов)1.

Предлагается пять показателей — компонентов учебных занятий как системы: препода­ватель (субъект деятельности); учащиеся, которые являются активными субъектами учебно-познавательной деятельности; содержание деятельности преподавателя и учащихся; способы деятельности преподавателя и учащихся, которые включают в себя принципы организации и методы учебной деятельности (методы обучения и учения); главная дидактическая цель в соот­ношении с результатом.

Все приведенные показатели при необходимости можно выразить через условные баллы (проценты), то есть применить формализованный язык математики. Всего по пяти направлениям системного анализа проведенного занятия двадцать пять основных показателей (по лично­сти педагога — пять, по учащимся — четыре, по содержанию деятельности — четыре, по спо­собам деятельности — семь и по цели-результату деятельности — пять). Если сумму этих пока­зателей принять за 100%, то условное соответствие каждого из них — 4% (можно в баллах, то­гда 100 и 4 балла соответственно).

После посещения урока математическая оценка эффективности оформляется в следую­щую карту:

Таблица 13.2. Методика системного анализа и оценка эффективности урока

Что оценивается Балл
1. Оценка основных личностных качеств учителя на уроке  
1.1 Знание предмета и общая эрудиция учителя в целом  
1.2 Уровень педагогического и методического мастерства  
1.3 Культура речи, темп, дикция, интенсивность, образность, эмоциональность, общая и спе­цифическая грамотность  
1.4 Степень тактичности и демократичности взаимоотношений с учащимися  
1.5 Внешний вид учителя, мимика, жесты, культура поведения  
2. Оценка основных характеристик учащихся на уроке  
2.1 Степень познавательной активности, творчества и самостоятельности  
2.2 Уровень общеучебных и специальных умений и навыков  
2.3 Наличие и эффективность коллективных (групповых) форм работы  
2.4 Степень дисциплинированности, организованности и заинтересованности  
3. Оценка содержания деятельности учителя и учащихся на уроке  
3.1 Научность, доступность и посильность изучаемого материала (формируемых умений и навыков)  
3.2 Актуальность и связь с жизнью (теории с практикой)  
3.3 Степень новизны, проблемности и привлекательности учебного материала (получаемой учащимися информации)  
3.4 Оптимальность объема предложенного для усвоения материала  
4. Оценка эффективности способов деятельности учителя и учащихся в ходе урока  
4.1 Рациональность и эффективность использования времени урока, оптимальность его тем­па, а также чередования и смены видов деятельности  
4.2 Степень целесообразности и эффективности использования наглядности и ТСО на уроке  
4.3 Степень рациональности и эффективности используемых методов и организационных форм работы  
4.4 Уровень обратной связи со всеми учащимися в ходе урока  
4.5 Эффективность контроля за работой учащихся и уровень требований, на котором прово­дилась оценка знаний, умений и навыков  
4.6 Степень эстетического воздействия урока на учащихся  
4.7 Степень соблюдения правил охраны труда и техники безопасности учителем и учащими­ся на уроке  
5. Оценка цели и результатов проведенного урока  
5.1 Степень конкретности, четкости и лаконичности формулировки цели урока  
5.2 Реальность, целесообразность, сложность и достижимость цели одновременно  
5.3 Степень обучающего воздействия урока на учащихся (чему и в какой степени научились)  
5.4 Степень воспитательного воздействия (что способствовало их воспитанию и в какой сте­пени)  
5.5 Степень воздействия урока на развитие учащихся (что способствовало их развитию и в какой степени)  

Математическая оценка эффективности учебных занятий основана на рейтинге (методе компетентных судей). Определены следующие критерии оценок: если при оценке получено 85% (или баллов) и выше, то проведенное занятие оценивается на «отлично», 65-84% — на «хорошо», 45—64% — на «удовлетворительно».

Качество каждого урока и всей системы преподавания и обучения во многом определяет­ся стремлением и умением учителя осуществлять педагогическую рефлексию (размышления о проделанном), анализировать и адекватно оценивать свою деятельность. Учитель, анализируя проведенный урок, выявляет то, что удалось, и то, что не удалось, ищет возможности дальней­шего совершенствования учебного процесса.

Схема самоанализа урока

Класс____

Тема урока_____

Тип урока и его структура_

1. Каково место данного урока в теме? Как этот урок связан с предыдущим, как этот урок работает на последующие уроки?

2. Краткая психолого-педагогическая характеристика класса. Особенности учащихся, которые были учтены при планировании урока.

3. Какова триединая дидактическая цель урока (его обучающий, развивающий, воспитательный аспект), дать оценку успешности ее достижения.

4. Отбор содержания, форм и методов обучения в соответствии с целью урока. Выделить главный этап и дать его анализ, основываясь на результатах обучения на уроке. Какое сочетание методов обучения было выбрано для объяснения нового материала?

5. Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этими этапами? Показать, как другие этапы работали на главный этап?

6. Отбор дидактических материалов, ТСО, наглядных пособий в соответствии с целями.

7. Использование групповых, коллективных и иных форм обучения. Дифференцированный подход в обучении.

8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков учащихся? На каких этапах урока? В каких формах и какими методами осуществлялся? Как организовано регулирование и коррекция знаний учащихся?

9. Психологическая и эмоциональная атмосфера на уроке; стиль общения учителя и учащихся.

10.Уровень подачи домашнего задания.

11.Как вы оцениваете результаты урока? Удалось ли реализовать все поставленные задачи урока? Если не удалось, то почему?

12. Наметить перспективы своей деятельности.

4.4. Научная организация труда учителя информатики1

В условиях практически неограниченного доступа к информации, приводящего к измене­нию методической системы обучения информатике, становится актуальным вопрос о научной организации труда (НОТ) учителя. Современный учитель должен осуществлять методически обоснованную разработку учебных курсов и учебных программ, участвовать в профессиональ­ном сообществе педагогов, обмениваясь опытом, что возможно только на основе современных достижений науки и техники, физиологии и гигиены труда.

Один из методов НОТ учителя информатики — технологизация своей деятельности: ор­ганизационно-методической, педагогической, исследовательской и т.д.

Картотека учителя

Огромное количество интересных фактов из телепередач и газет, касающихся информа­тики и ее преподавания, мы, к сожалению, не можем при необходимости восстановить в памя­ти. Многие учителя собирают интересные материалы, записывая интересные факты, конспек­тируя книги, собирая вырезки из газет, записывая интересные телепередачи на видео и т.д.

Для эффективного использования накопленной информации традиционно учителя ведут картотеку материалов по своему предмету.

Учитель информатики имеет уникальную возможность автоматизировать свой труд по накоплению информационно-методических материалов.

Во-первых, вместо традиционного конспектирования, выписывания и вырезания учитель информатики может отсканировать необходимые материалы и хранить их в электронном виде, что намного удобнее.

Во-вторых, Интернет предоставляет учителю огромные информационные ресурсы. В се­ти представлены многие журналы компьютерной тематики, электронные версии книг, ресурсы, посвященные различным разделам информатики и методике преподавания информатики, кото­рые можно скопировать и использовать в практической работе.

В-третьих, многие информационные ресурсы продаются или свободно распространяются на CD, выступают в качестве электронных приложений к печатным изданиям — книгам и журналам.

Однако, как известно каждому владельцу компьютера, наступает момент, когда разо­браться в содержимом гибких, жестких и лазерных дисков совершенно не представляется возможным.

А.А. Гин предлагает технологию создания картотеки, однако в нашем случае речь должна идти, вероятно, об организации соответствующих каталогов и записи дисков (CD-R и CD-RW) для систематизации и хранения собранной информации.

Пример такой структуры дерева каталогов приведен на рис. 6. Каталог ARHIV содержит два основных подкаталога: BOOK (электронные версии книг) и INF-SREDA, в котором содер­жится все необходимое программно-методическое обеспечение для преподавания курса ин­форматики.

Рассмотрим каталог INF-SREDA более подробно. В нем содержатся подкаталоги:

- IKT с информацией по использованию информационных и коммуникационных техно­
логий на уроках информатики и других школьных предметов;

- INF(SOD), в котором содержатся учебно-методические материалы по содержательным
линиям курса информатики, в том числе ресурсы Интернет;

- ORG-MET - материалы по организационно-методической работе учителя информатики:
нормативные документы, материалы по эргономике и кабинету информатики;

- PS-DID AKT — материалы по технологиям обучения, в том числе поурочные разработки
и конспекты уроков;

- TECH(SOFT) - программное обеспечение, используемое в учебной, учебно-
методической, организационно-методической и внеклассной работе

и другие.

Дополнительно к этому целесообразно создание базы данных с информацией о содержи­мом жестких дисков компьютера и компакт-дисков.

Иногда одни и те же ресурсы имеет смысл классифицировать по разным основаниям. На­пример, одно основание — информатика в начальных классах (ps-didakt), а другое — про­граммное обеспечение для начальных классов, например, Роботландия (tech-soft). В таком слу­чае в каталог информационных ресурсов (в приведенном примере — ARHIV) имеет смысл по­местить HTML-файл со ссылками на соответствующие ресурсы. Дублировать информацию не придется.

Рис. 6. Фрагмент дерева каталогов с учебно-методической информацией

Заметим, что существуют программные средства, предназначенные для каталогизации и оптимизации хранения информации.

Подготовка темы

Уже говорилось, что планирование проходит в два этапа — сначала тематическое, затем поурочное. При этом подчеркивалось, что тематический план лучше составлять на полугодие или сразу на весь год.

Поурочное планирование лучше выполнять также крупными блоками, планируя не от­дельные уроки, а тему целиком. В этом случае значительно экономится время на подготовку и улучшается ее качество.

Полезно выделять резерв времени (5-10%), который выручает учителя в случае незапла­нированных сбоев в работе и позволяет в конце года основательно повторить изученный материал.

Технология планирования

0. Приготовьте столько листов бумаги, сколько уроков в теме. Вначале, не вдаваясь в подробности, рассмотрите всю тему целиком и распределите, что и на каком уроке будет изучаться. Фактически все уроки темы планируются сначала не последовательно, а одновременно и параллельно. Вот примерная последовательность действий:

1. Готовится базовый лист контроля. В выпускном классе вопросы лучше формулировать в соответствии с программами для поступающих в вузы.

2. Планируются средства обучения: наглядность, книги, ПО и т. п.

3. Планируется и прогнозируется деятельность учащихся.

4. Организация повторения: на каких уроках и в какой форме.

5. Проектируется контроль: на каких уроках и в какой форме.

В результате тема в целом запланирована, на листах с соответствующими уроками поя­вились записи. Теперь очередь за подробным планированием отдельных уроков.

И последнее: планируя тему, ставьте себе исследовательскую цель, например, опробовать какой-то новый прием. Это главный способ профессионального роста.

Конструктор урока

Из стандартных блоков детского конструктора можно собрать домик зайчика или дворец принцессы. Из стандартных деталей собираются совершенно различные по назначению и сложности «взрослые» конструкции: механические, гидравлические, электронные. Первый персональный компьютер был собран из набора деталей.

Аналогично и для урока можно создать конструктор

Известны основные разделы урока (последовательность пока не столь важна): А. Начало урока. Б. Объяснение нового материала. В. Закрепление, тренировка, отработка умений. Г. По­вторение. Д. Контроль. Е. Домашнее задание. Ж. Конец урока.

Любой из разделов (блоков) урока может быть реализован разными методическими приемами или их комбинацией. Эти приемы1 и будут элементами нашего конструктора.

Пользуясь таблицей «Конструктор урока» (Табл. 14) как универсальной шпаргалкой, учитель в соответствии со своими целями составляет формулу (схему, структуру) конкретного урока. Например: А2; Б6; В4; Г1; Д6; Д10; Ж4. Что означает: начинаем с игры «Да-нетка»; изу­чение нового материала проходит по приему «Вопрос к тексту»; закрепление в виде игры-тренинга; на уроке проводится фактологический диктант с выборочной проверкой; домашнее задание не задается (например, ранее было задано массивом на всю тему); заканчивается урок выступлением ученика в роли психолога.

Теперь остается определить время на каждый из элементов, и проект урока готов.

 

Этап урока А2 Б6 В4 Д6 Д9 Ж4
Время урока 5 15 10 7 0 3

Обобщение опыта

Один из важнейших аспектов деятельности успешного педагога — активная научно-методическая деятельность. В первую очередь, эта деятельность касается обобщения и систе­матизации собственного опыта, проводимых с разными целями: для аттестации, самореализа­ции и самоутверждения, выполнения научного исследования, проведения педагогического экс­перимента и т.д.

Рекомендации по обобщению собственного опыта учителя.

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующим вопросам.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, сочинения учащихся, их вопросы, ответы, свои наблюдения за развитием школьника. Отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.

3. Учитывайте успехи и недостатки в своей работе и работе коллег. Возьмите тему, которую Вы считаете наиболее важной и нужной, постарайтесь сформулировать ее как можно конкретнее.

4. Определите форму обобщения (реферат, доклад, статья). Возможны и другие варианты, например, приведите в систему методические материалы (планы, памятки, карточки, схемы, таблицы, программно-методические комплексы, педагогические программные средства и т.д.), сопровождая их краткими разъяснениями.

5. Составьте краткий план (3-4 основных вопроса), затем составьте тезисы. Вспомните и поместите в плане факты, которые будут использованы как основные для выводов. Уточните план: в нем должна прослеживаться основная идея и логика изложения темы.

6. Работая над текстом доклада, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия.

7. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — результаты.

8. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т.д.).

9. Помните, что, обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания детей.


Таблица 14 Конструктор урока

 

Функцио нальные \ блоки Разделы урока \                          
А. Начало урока Интеллек­туальная разминка или про­стой опрос «Да-нетка» Удивляй! Отсрочен­ная отгадка Фантасти­ческая до­бавка «Свето­фор» Щадящий опрос Идеальный опрос Взаимооп­рос УМШ (фронталь­но, со всем классом) Игра в слу­чайность Театрали­зация Обсужде­ние выпол­нения Д/З  
Б. Объяснение нового материала Привлека­тельная цель Удивляй! Фантасти­ческая до­бавка Практич­ность тео­рии Пресс-конфе­ренция Вопрос к тексту Лови ошибку! Доклад Театрали­зация Деловая игра «Точ­ка зрения» Деловая игра «НИЛ» Проблем­ный диалог  
В. Закрепление, тренировка, отработка умений Лови ошибку! Пресс-конферен­ция УМШ Игра-тренинг Игра в слу­чайность «Да-нетка» Деловая игра «Ком­петент­ность» Деловая игра «Точ­ка зрения» Деловая игра «НИЛ» Трениро­вочная контроль­ная работа Устный програм­мируемый опрос Взаимооп­рос Щадя­щий оп­рос
Г. Повторение Своя опора Повторяем с контро­лем Повторяем с расшире­нием Свои при­меры Опрос-итог Обсуждаем Д/З Пересече­ние тем Деловая игра «Ком­петент­ность» Деловая игра «Точ­ка зрения» Деловая игра «НИЛ» Игра в слу­чайность «Да-нетка» Показа­тельный ответ
Д. Контроль «Свето­фор» Опрос по цепочке Тихий оп­рос Програм­мируемый опрос Идеальный опрос Фактоло­гический диктант Блиц-кон­трольная Релейная контроль­ная работа Выбороч­ный кон­троль Обычная контроль­ная работа      
Е. Домашнее задание Задание массивом Три уровня домашнего задания Необычная обычность Особое задание Идеальное задание Творчество работает на будущее              
Ж. Конец урока Опрос-итог Отсро­ченная отгадка Роль «пси­холог» Роль «под­водящий итоги» Обсуждаем Д/З                

Кабинет информатики

Информатизация общества и образования выступает в качестве средства интенсификации процесса обучения, совершенствования его форм и методов, перехода к новым технологиям обучения, ориентированным на овладение умением самостоятельно приобретать новые знания.

В связи с реализацией государственных программ компьютеризации сельских (2001 г.) и городских и поселковых общеобразовательных учреждений (2002 г.), практически все школы страны оснащены компьютерной техникой. Эксплуатация компьютерной техники, как правило, осуществляется в кабинете информатики.

В этой связи особое значение приобретает кабинет информатики, в котором должны проводиться занятия как по информатике и информационным технологиям, так, очевидно, и по другим школьным предметам. Несомненно, что при определенных условиях кабинет информа­тики может стать также центром внеклассной и внешкольной работы, профессиональной под­готовки, наконец, средством финансовой поддержки школы и учителя информатики.

5.1. Организационно-методические условия функционирования кабинета информатики

Кабинет информатики - учебно-воспитательное подразделение современного образова­тельного учреждения, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособ­лениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных и факульта­тивных занятий по курсу информатики и других общеобразовательных предметов с исполь­зованием информационных технологий. Кабинет информатики может использоваться также для организации общественно полезного и производительного труда учащихся, автоматизации процессов информационно-методического обеспечения учебного заведения и организационно­го управления учебно-воспитательным процессом [37, 67, 86, 96].

При определенных условиях кабинет информатики может стать также центром внекласс­ной и внешкольной работы, профессиональной подготовки.

Кабинет информатики предназначен для решения следующих задач:

- формирование у учащихся знаний об устройстве, функционировании и областях применения современной вычислительной техники; умений и навыков решения задач с помощью ЭВМ, использования программного обеспечения современных ЭВМ и работы с информационными ресурсами;

- ознакомление учащихся с применением вычислительной техники на производстве, в проектно-конструкторских организациях, научных учреждениях, учебном процессе и управлении;

- совершенствование методов обучения и организации учебно-воспитательного процесса в учебном заведении [5, 22, 37, 67, 78, 86].

В кабинете информатики могут проводиться:

- занятия по информатике и другим учебным предметам с использованием средств новых информационных технологий (СНИТ);

- составление учащимися прикладных программ по заданиям учителей и руководства школы для удовлетворения потребностей школы и базовых предприятий;

- внеклассные и факультативные занятия с использованием средств НИТ [37, 67, 78, 96].

Важной предпосылкой успешного обучения в кабинете информатики является создание специальных условий учебно-воспитательного процесса, в состав которых входит комплекс взаимосвязанных составляющих [22]:

а) материальные (помещение, в котором проходят учебные занятия; рабочие места учителя и учащихся; учебно-наглядные пособия и учебное оборудование; технические средства обучения);

б) гигиенические (санитарные условия; температурный, световой и воздушный режимы);

в) эстетические (оформление кабинета);

г) эргономические;

д) техника безопасности.

По нашему мнению, данный комплекс условий должен быть дополнен:

е) организационно-методические (организация работы в кабинете, количество компьютеров и учебных подгрупп, виды используемых информационных средств и т.п.).

В целом кабинет должен представлять психологически, гигиенически и эргономически комфортную среду, организованную в целях максимального содействия успешному преподава­нию, умственному развитию и формированию информационной культуры учащихся, приобре­тению ими прочных знаний, умений и навыков по информатике и основам наук при полном обеспечении требований к охране здоровья и безопасности труда учителя и учащихся.

При условии эффективной работы кабинета информатики в соответствии с современны­ми требованиями можно ожидать следующие результаты: переход школьной системы образо­вания на новый, более качественный уровень; интенсификация учебного процесса; широкое использование новых технологий в обучении; более эффективное управление учебным процес­сом школы; участие в телекоммуникационных образовательных проектах; обобщение и тира­жирование педагогического опыта учителей школы; создание механизма подготовки ди­дактических и методических материалов по заказу учителей; формирование информационной культуры у учащихся и педагогов.

Организация работы в кабинете информатики

Развитие информатизации приводит к тому, что в ряде школ функционирует 2 и более кабинетов информатики. Внедрение информатики в начальные классы требует создания от­дельного кабинета информатики, поскольку для данной возрастной группы учащихся необхо­димо особое решение эстетических, эргономических, гигиенических и психолого-педагогических проблем.

Письмом Министерства образования РФ № 01-51-088 ИН от 13.08.02 г. государственным и муниципальным органам управления образования рекомендовано «рассмотреть вопрос о вве­дении в штатное расписание общеобразовательных учреждений должности заместителя ди­ректора по информатизации образовательного процесса в целях координации работ, свя­занных с использованием информационных и коммуникационных ресурсов в общеобразова­тельных учреждениях» [78; с. 29].

В ряде школ такая должность уже введена. Именно заместитель директора по информа­тизации образовательного процесса организует и координирует работу нескольких кабинетов, медиатеки и т.д., обеспечивает внедрение информационных и коммуникационных технологий в учебную, учебно-методическую и организационно-административную деятельность школы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 3573; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.58.169 (0.102 с.)