Творчество архитектора Растрелли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Творчество архитектора Растрелли



Растрелли Франческо Бартоломео (1700—1771 гг,). Сын итальянского скульптора К. Ф. Растрелли, служившего при дворе французского короля Людовика XIV и покинувшего Францию вместе с шестнадцатилетним юношей после смерти (1715 г.) короля. Архитектурно-строительный опыт Ф. Б. Растрелли приобрел в России; будучи одаренным художником, он сумел проявить себя как искусный зодчий и занял наивысшее в архитектурном мире России положение «обер-архитектора». Его творчество достигло апогея в 1740— 1750-х годах.

К основным произведениям архитектора Ф. Б. Растрелли относятся: ансамбль Смольного монастыря в Петербурге (Ленинграде); дворцы в Курляндии (Латвия)—в Рундале и Митаве (Елгаве); дворцы елизаветинских вельмож М. И. Воронцова и С. Г. Строганова в Петербурге; императорские дворцы — Зимний в столице, Большой (Екатерининский) в Царском Селе (Пушкине), Большой дворец в Петергофе (Петро-дворце); Андреевская церковь и Мариинский дворец в Киеве. Все они ярко характеризуют стиль барокко середины XVIII в. в России и эволюцию творчества замечательного зодчего. Смольный монастырь (1748— 1764 гг.) создан в традициях русских монастырских ансамблей предыдущих столетий, но в его планировочную систему зодчий ввел принцип регулярности и симметрии, что, тем не менее, не помешало автору придать живописность широкой пространственной композиции с величественным пятиглавым собором в центре и четырьмя симметрично расположенными однокупольными башнеобразными угловыми церквами. Задуманная Растрелли по настоянию императрицы Елизаветы высокая(около 140 м) колокольня из-за Семилетней войны сооружена не была. Елизавета потребовала от зодчего возродить в облике собора русское традиционное пятиглавие и повелела строить Смольный собор по образцу Успенского собора в Московском Кремле. Необыкновенной живописностью и пластичностью форм отличается архитектура каждого здания (рис. 6.34) и интерьера в ансамбле Смольного монастыря, особенно самого собора. Внутренняя отделка собора не была закончена из-за Семилетней войны. Завершил строительство ансамбля в 1830-х годах выдающийся русский архитектор В. П. Стасов.

Андреевская церковь в Киеве (1747—1753 гг.), живописно венчающая возвышенность над Днепром, отличается необычно выразительным силуэтом, образуемым одним куполом и четырьмя главками на раздвинутых башенках. Строительство храма осуществлял архитектор И. Ф. Мичурин. Для украшения фасадов этой церкви были использованы декоративные детали, заготовленные в виде чугунных отливок для Смольного собора. К сохранившимся ранним дворцовым сооружениям Ф. Б. Растрелли относятся два дворца в курляндских поместьях Бирона — Рундале и Митаве (Елгаве), выстроенные в 1736—1740 гг. под непосредственным руководством зодчего. В архитектуре обоих дворцов в виде замкнутых каре отчетливо прослеживается сдержанность в использовании декоративных аксессуаров, все прочнее внедрявшихся в практику дворцового строительства стиля барокко. Оба этих дворца еще близки к архитектуре петровского времени, причем дворец в Елгаве несколько ближе к произведениям зрелой поры творчества Ф. Б. Растрелли, чем Рундальский дворец.

С падением Бирона строительство дворцов было приостановлено, и они были достроены при участии Ф. Б. Растрелли лишь в 1760-х годах

. Дворец М. И. Воронцова — уже типичное произведение, присущее выработавшемуся «почерку» зодчего. Центральный трехэтажный ризалит богато поэтажно (первый и второй этажи) украшен сдвоенными пристенными колоннами, а окна — фигурными обрамлениями. Благодаря выразительной пластике центра с раскрепованной средней частью (три пролета) контрастно выделяется на фоне спокойно решенных крыльев, замкнутых концевыми ризалитами. Дугообразные переходы соединяют собственно дворец со служебными флигелями, фланкирующими двор и «стянутыми» оградой.

С. Г. Строганова (1752—1754 гг.) на Невском проспекте Это дворец городского типа с замкнутым двором-садом и декоративным обрамлением дворовых фасадов, скрывавшим хозяйственные строения. Фасады дворца, обращенные на Невский проспект (главный — с воротным проездом) и набережную Мойки, отличаются изысканной композицией с выделением их центров, по-разному решенными декоративными портиками и блестяще исполненными наличниками окон.

Первый этаж с горизонтальной рустовкой трактован как цокольный, несущий в раскрепованных портиках колонны большого ионического ордера, капители которых оригинально украшены гирляндами цветов и листьями аканта. На крыше этого дворца даже дымовым трубам приданы декоративные очертания в виде ваз.

Зимний дворец Основная императорская резиденция— Зимний дворец (1754-1752)— формировалась в течение многих лет, первоначально из нескольких дворцов петровских вельмож. Несмотря на такой длительный, сопровождаемый многими перестройками процесс, в окончательном виде он привел к ясной композиции в плане, состоящей из четырех компактных блоков и соединяющих их корпусов, охвативших внутренний замкнутый двор крестообразной формы Все три доступных обозрению фасада поражают разнообразием и вместе с тем гармоничным единством. Путем различных сочетаний ризалитов и портиков достигается объемность структуры трехэтажного здания, а разнообразное сочетанйе трехчетвертных колонн в портиках, раскреповки карниза, балюстрады и статуи на ней создают поразительную живописность, подчеркиваемую окраской стен (фон), колонн и декоративных деталей. несмотря на многообразие, не нарушают единства впечатления от всего здания. Главный замысел — грандиозную анфиладу вдоль невского фасада — ему осуществить не удалось, и все остальные помещения были отделаны уже после его смерти.

Большой дворец в Петергофе

отражают два этапа творчества знаменитого зодчего. Если во внешнем облике Большого дворца в Петергофе (Петродворце), коренным образом перестроенного им в 1745—1752 гг., еще сохраняются черты архитектуры первой трети XVIII.В 1747 г. арх. Ф.-Б. Растрелли по указу императрицы Елизаветы Петровны приступил к коренной перестройке дворца, оставив без изменений лишь центральную часть петровских Верхних палат, укрупнив галереи и превратив боковые флигеля в корпуса. Расположение залов и комнат по анфиладе отвечало теме парадных шествий, придворных церемоний и дипломатических приемов. Золоченая Парадная лестница вела в Танцевальный зал, украшенный золоченой резьбой и живописными плафонами в стиле барокко.

В 1763–67 гг. классицист арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот декорировал Портретный зал картинами в «шпалерной развеске» и отделал два Китайских кабинета – западный и восточный, примыкавших к петровскому залу в центре дворца. В 1770–73 гг. ученик Растрелли, арх. Ю. Фельтен дополнил отделку анфилады гостиных, используя приемы рококо, никальное фонтанное сооружение, одно из самых красивых в мире архитектурных сооружений — Главный (Большой) каскад Петергофа. Большой каскад состоит из трех самостоятельных лестничных каскадов с семнадцатью водопадными ступенями и объединяющего их грота. Украшают каскад 37 статуй, 29 барельефов и более 150 мелких декоративных украшений. Неизгладимое впечатление производят 64 фонтана ансамбля Большого каскада, которые одновременно выбрасывают 142 струи воды самой неожиданной формы. На всех посетителей он оказывает завораживающее действие.

Второй этап творчества растрелли(Большой(Екатерининский)дворец в Царском селе)-когда архитектура представляется как апофеоз декоративности и щедрости живописных композиционных приемов. Б. Растрелли реконструировал в 1752—1757 гг., искусно сохранив многое, сделанное его предшественниками, но обогатив здание де коративными элементами и новыми композиционными приемами. Растрелли использовал строения, которые существовали еще с Петровского времени и которые неоднократно перестраивались и надстраивались. Архитектор значительно увеличил размеры дворца и сделал все здание одной высоты — в три этажа со слегка повышенной центральной частью за счет дополнительного полуэтажа. В итоге он объединил все объемы постройки в единое и мощное целое.

Громада дворца развернулась на 306 метров в длину; над восточным крылом засверкало пять золоченых куполов. На фоне бирюзовых стен четко читаются ряды белых колонн, прихотливые рельефы наличников, словно перетекающих один в другой, ажурный пояс кованых балконных решеток с золочеными деталями. Особый изыск фасадам придает скульптура, поражающая обилием и разнообразием форм.

Двухъярусная, залитая светом широкая Парадная лестница вела на второй, или, как его называли, «бель-прекрасный» этаж, который состоял из анфилады парадных помещений. Между Парадной лестницей и Большим залом (главным помещением дворца) Растрелли расположил пять антикамер. Эти просторные двухсветные гостиные, соединенные между собою тремя рядами дверей, были необычайно изобретательно украшены сдвоенными золочеными колоннами, резьбой, скульптурой, живописными плафонами, печами, облицованными изразцами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 889; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.109.5 (0.004 с.)