Экономические отношения: общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экономические отношения: общая характеристика.



 

 

3. Экономические отношения

Жизнедеятельность общества базируется на экономических, политических, юридических, социальных, этических и прочих отношениях, возникающих между людьми. Экономическая нау­ка изучает экономические отношения человеческого общества, возникающие между отдельными людьми, коллективами, пар­тиями, странами. Экономические отношения — определенные связи и отношения, в которые независимо от воли и сознания вступают люди в процессе общественного производства. В эко­номических отношениях следует различать производственные, социально-экономические (имущественные) и организацион­но-экономические отношения.

Социально-экономические отношения складываются между об­щественными классами, социальными группами, отдельными коллективами и членами общества. Решающую роль в этих от­ношениях выполняют отношения собственности на средства производства.

Организационно-экономические отношения возникают потому, что общественное производство, распределение и обмен невоз­можны без определенной организации. Организационно-эконо­мические отношения, отражающие формы организационных связей, сопровождают любую совместную деятельность работни­ков. Это, например, разделение труда, его специализация и коо­перирование. Общественное разделение труда — обособление от­дельных видов трудовой деятельности. Первым этапом общест­венного разделения труда было отделение скотоводства от земледелия. Предпосылкой общественного разделения труда яв­ляется наличие определенного количества и качества экономи­ческих ресурсов и особенности их комбинирования, обеспечи­вающие большую или меньшую эффективность использования данных ресурсов. Разделение труда в условиях современного производства требует узкой специализации работников на от­дельных производственных операциях. Специализация — форма разделения труда, при которой экономический субъект концентрирует свои производственные усилия на одном или ограничен­ном числе видов деятельности. Оборотной стороной обществен­ного разделения труда является его кооперация.Кооперация тру­да — основанный на разделении труда устойчивый обмен между экономическими субъектами продуктами, производимыми ими с наибольшей экономической эффективностью.

Производственные отношения образуют основу экономиче­ской организации общества.Производственные отношения — взаимодействие людей между собой в процессе их хозяйствен­ной деятельности. Производство — основа экономики, основа существования всего человеческого общества. Рассматривая про­изводство как процесс, экономическая теория выделяет в нем следующие стадии: производство, распределение, обмен и по­требление. Производство — создание продукта, необходимого для существования и развития человека. Ясно, что прежде чем что-то распределять, обменивать и потреблять, это «что-то» должно быть произведено. Распределение — определение доли и объема продукта, поступающего в потребление участникам эко­номической деятельности. Различают распределение в узком смысле (распределение продукта) и в широком смысле (распре­деление условий и факторов производства). Распределение в широком смысле опирается на разделение труда и размещение экономических ресурсов по разным видам хозяйственной дея­тельности. Распределение в узком смысле предполагает опреде­ление доли каждого участника экономических отношений в соз­данном богатстве. Размер доли зависит от права собственности и от объема произведенной продукции. Обмен — стадия движения общественного продукта, на которой произведенные продукты доставляются субъектам экономической деятельности. Посколь­ку производство осуществляется на основе разделения труда и специализации, то обмен становится способом получения необ­ходимых продуктов путем передачи за них результатов своего труда. Посредниками в таком обмене выступают деньги. По­требление — процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Это заключительный этап движения продукта. В результате потребления созданные товары исчезают, после чего следует их заново производить, т. е. вос­производить. По целям потребление делится на личное, т. е. на­правленное на удовлетворение индивидуальных потребностей людей, и производственное, направленное на использование продукта для возобновления и расширения процесса производ­ства материальных благ.

Необходимо отметить, что производство — общественный процесс, так как осуществляется не изолированными экономи­ческими субъектами, а обществом. Кроме того, производство — непрерывный процесс. Общество не может перестать потреб­лять, а значит, неизбежно постоянное повторение производства, распределения, обмена и потребления, или воспроизводства. Причем все четыре фазы реализуются одновременно. Непрерыв­ность производственного процесса и его повторяемость характе­ризуют общественное воспроизводство. Общественное воспроиз­водство — постоянно повторяющийся в обществе процесс про­изводства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг. Схематично воспроизводственный процесс пред­ставлен на рисунке.

Общественное воспроизводство может осуществляться в простом, расширенном и суженном вариантах.Простое воспро­изводство имеет место в том случае, если объемы выпускаемой продукции неизменны и ходе каждого оборота. При этом счита­ется, что и количество, и качество используемых в процессе об­щественного производства экономических ресурсов не меняют­ся. Расширенное воспроизводствопредполагает, что объемы про­изводимых материальных благ постоянно растут, увеличиваясь год от года. Условием расширенного воспроизводства является увеличение количества и качества экономических ресурсов. Су­женное воспроизводство представляет собой сокращение объемов производства на каждой следующей стадии процесса обществен­ного воспроизводства.

Экономи́ческие отноше́ния — объективно складывающиеся отношения между людьми при производстве, распределении, обмене и потреблении благ.

Обычно каждый экономический агент постоянно и одновременно вступает во множество экономических отношений. Об устойчивых экономических отношениях можно говорить тогда, когда экономические агенты вступают в них периодически.

В добровольные экономические отношения обычно вступают исходя из мотивов выгоды. Такие отношения могут закрепляться договорами.

Мотив выгоды или экономический эгоизм — объективное желание экономической выгоды, присущее каждому экономическому агенту. Такой эгоизм, по сути, есть тем же психологическим эгоизмом, но лишь конкретизирует материальный характер желания.

Как основа торговли (обмена) данный термин впервые ввёл классик политэкономии Адам Смит, который в своей книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776) писал: «…дай то, что нужно мне и я дам то, что нужно тебе…». Взаимный обмен и взаимная выгода — результат, мотивационной причиной которых выступает именно желание совершить этот обмен и получить предположительную выгоду.

Американские исследователи Р. Строуп и Д. Гвартни в своей книге «Азбука экономики» указывают, что рыночная экономика — это экономика мотивов и управление такой экономикой, соответственно, подразумевает целевое влияние на мотивы экономических агентов.

В свободном экономическом обществе позитивные последствия проявления экономического эгоизма (свободная торговля и конкуренция, частная собственность) могут компенсироваться негативными (неравномерное распределение национального экономического дохода, нарастание социального неравенства и напряжения).

Классификация экономических отношений

Экономические отношения по социальному признаку подразделяются на:

1. социально-экономические отношения или производственные отношения;

2. технико-экономические отношения;

3. организационно-экономические;

 

4. Экономические системы.

4. 8. Типы экономических систем

Экономика вопросы к экзамену

. Социально-экономические системы

- это способ организации общественного производства.

Современные системы:

1.Традиционная экономика - базируется на ручном труде (слаборазвитые страны);

2.Командно-административная система (СССР, КНДР). Присутствует во всех странах (когда управляемая экономика):

А) государственный тип (собственность на средства производства);

Б) всеобщая (роль государства);

3.Рыночная экономика:

А) частная собственность на средства производства;

Б) роль государства минимальное.

Она базируется на цены, спрос, предложение, конкуренцию.

В чисто рыночной экономике проблемы что производить? как? и для кого производить?, регулирование распределения ресурсов осуществляются на основе взаимодействия производителей и потребителей, продавцов и покупателей в соответствии со спросом и предложением.

4.Смешанная экономика:

А) собственность - государственная и частная;

Б) государство ограниченные рамки (автопилот), регулирующая роль государства. Рыночная экономика + плановая экономика. Рыночный механизм регулирования с государственным регулированием.

В большинстве стран смешанная экономика.

5.Социальная экономика. Защита человека, сближение жизненного уровня, снижение дифференциации в доходах.

Модели рыночной экономики:

1.Предпринимательская модель (США), 2.Социальная (Шведская модель), 3.Японская модель - приоритет общенациональных интересов.

 

5. Развитие теории от античных истоков к первым классикам.

 

 

Истоки экономической теории находим в учениях мыслителей стран Древнего Востока - древнеиндийские Законы Ману (IV-III вв. до н. э.). В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особо выделялся Конфуций (551-479 гг. до н.э.).

Взгляды древнегреческих мыслителей (Ксено-фонта (444-357 гг. до н.э.), Платона (427-347 гг. до н.э.), Аристотеля (384-322 гг. до н.э.)) - исходные пункты экономической науки.

Христианство объявило простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Как наука, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. с появлением меркантилизма. Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства. Источник богатства они выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами.

Наиболее известными представителями меркантилизма были Томас Манн (1571-1641), Антуан Монкретъен де Ваттевиль (1575-1621) идр.

Учение Уильяма Петти (1623-1687) служит как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке - политической экономии. Его основная работа - «Трактат о налогах и сборах» (1662 г.). Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю.

Отдельное направление в развитии политэкономии представлено физиократами. Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774).

Адам Смит (1723-1790) вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. Основной труд - «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1777 г.). Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен. Рыночные регуляторы он называл «невидимой рукой».

Давид Рикардо (1772-1823) продолжил разработку теории А. Смита. Главный его труд - «Начала политической экономии и налогового обложения» (1809-1817 гг.).

Карл Маркс (1818-1883) и (Фридрих Энгельс (1820-1895) создали теоретическую концепцию, получившую название марксизм. Их идеи были дополнены и несколько переработаны В.И. Лениным(1870-1924). Марксизм или теория научного социализма (коммунизма), - направление, представленное совокупностью социалистических принципов, таких как общественная собственность на средства производства, равная плата за равный труд, всеобщая и полная занятость и т.п. Главный труд К. Маркса - «Капитал» (1867 г.).

В дальнейшем сформировались еще два направления: маржинализм и современная экономическая мысль.

Маржинализм (от англ. - «предельный») - это направление, которое исходило из идеи использования предельных, крайних величин.

К главным направлениям современной экономической мысли относятся:

1) неоклассическое;

2) кейнсианское;

3) институционально-социологическое.

 

6. Классики-лауреаты Нобелевской премии XX и XXI в.

Новые классики и лауреаты нобелевской премии

Существенный вклад в развитие российской экономической мысли и практику реформирования экономики внесли граф, министр финансов Сер. Юл. Витте, создавший обширную программу индустриализации страны, а так же премьеры министры Российской империи, граф Вл. Ник. Коковцев и Петр Арк. Столыпин, вдохновитель аграрной реформы 1907 - 1911 гг.

Значительный след в Российской экономической науке начала 20 в. оставили ученый - энциклопедист М.И. Туган-Барановский, Ник. Дм. Кондратьев, разработавший теорию экономических циклов; госуд. деятель советского периода Сокольников, осуществивший денежную реформу 1922-24 гг; политик, ученый, теоретик-экономист Бухарин, Чаянов - представитель организационно - производственного направления в российской экономической мысли и теоретик семейно-крестьянского хозяйства.

В современный период перестройки экономики России чрезвычайно популярными стали такие экономисты, как Г. Явлинский, Р. Хазбулатов, Е. Гайдар, Павел Бунич и др.

Ученые - экономисты российского происхождения Леонтьев, Саймон С. Кузнец и советский математик экономист Канторович названы лауреатами нобелевской премии по экономике.

 

 

7. Экономическая наука начала XXI в.: методы экономической теории.

К началу XXI в. экономические знания образовали большую и сложную систему экономических наук. В этой системе взаимодействуют и развиваются общая экономическая теория, функциональные и отраслевые экономические науки. Такая дифференциация обусловила новое место и содержание экономической теории. С одной стороны, ее элементы стали развиваться в функциональных и отраслевых науках, с другой - это позволило по-новому взглянуть на имманентный - внутренний - предмет, задачи и структуру самой экономической теории. Она избавляется, наконец, от чуждых ей идеологизированных и политизированных наслоений, узкоклассовых и отраслевых подходов и взглядов.

- главным явлением экономической науки начала XXI в. стало оформление, в том числе организационное и методическое, всемирного сообщества ученых и единого экономического образования. Это проявляется в регулярных встречах, научных конференциях, симпозиумах, совместных исследованиях ученых и специалистов различных стран, в обучении студентов по единым программам, стандартам и учебникам.

 

- глобализация и консолидация экономической науки не означают отсутствия различных мнений и точек зрения. Следует, однако, иметь в виду, что границы между направлениями экономической теории подвижны и условны.

Основные современные направления развития экономической теории

 

 

1.1 Новая информационная экономика

 

 

Информационная экономика — термин, используемый для обозначения двух понятий. Во-первых, информационная экономика есть современная стадия развития цивилизации, которая характеризуется преобладающей ролью творческого труда и информационных продуктов. Во-вторых, информационная экономика — это экономическая теория информационного общества.[1]

 

Развитие информационной экономики обусловлено повышением роли тех видов деятельность, которые связаны с производством информационных продуктов и услуг, а также переносом транзакций в электронный вид.

 

В целом можно выделить следующие стадии становления информационной экономики, которые можно проанализировать по пяти аспектам: технологическому, экономическому, социальному, пространственному и государственному:

 

1.Проникновение информационных технологий в производство. С точки зрения технологического аспекта, распространяются новые информационные технологии в области оборудования, связи, но нельзя говорить об их преобладании. Доля информационного производства и производства информационных технологий в экономике страны незначительна. Число работников в области работы с информацией незначительно. Географический фактор играет большую роль, так как система коммуникаций еще не развита. Информатизация органов государственной и муниципальной власти носит хаотичный характер, практически все операции не автоматизированы.

 

На данном этапе необходима активная государственная политика в сфере информационных технологий, поскольку можно остаться на данной позиции на долгое время. Сдерживающими факторами являются отсутствие достаточной инфраструктуры для развития, информационной культуры и образованности населения. Применительно к Российской Федерации, находящейся на данной стадии, можно сказать, что сложившаяся система государственного управления и экономики препятствует становлению информационного общества, так как условия работы предприятий, органов власти таковы, что потребность в информатизации отходит на второй план.

 

2.Массовое внедрение информационных технологий и преобладание стандартизированных систем. Информационная инфраструктура уже практически сформирована, упор делается на создание и внедрения стандартных информационных систем. Доля информационного сектора в экономике увеличивается, растет доля затрат на информацию в себестоимости продукции. Число занятых в области работы с информацией растет, все больше потребность в высококвалифицированных кадрах. Система коммуникаций развивается, но хотя происходит некоторое преодоление информационного неравенства, для многих территорий вопросы расстояния по прежнему актуальны. Появляются концепции информатизации органов государственной и муниципальной власти, последние интегрируются во всемирную сеть, появляются типовые концепции информатизации деятельности.

 

Здесь возникает проблема в кадрах, или дефицит человеческого капитала, так как резко повышается потребность в специалистах в области информационных технологий, и в тоже время снижается нужда в малоквалифицированных работниках. Переобучение и подготовка необходимого персонала занимает довольно длительный промежуток времени, и нехватка последних становится одним из главных сдерживающих факторов развития информационной экономики. Кроме того, возникает угроза еще большей разницы в уровнях информатизации центра и периферии, или возрастания информационного неравенства, особенно, когда речь идет о сельской местности.

 

3.Превышение производительности в сфере производства информации и информационных технологий над другими отраслями. Большую роль начинаю играть информационные технологии производства информации и знания. На первое место выходят технологии коммуникаций. Доля информационного сектора в экономике увеличивается, доля затрат на информацию в себестоимости продукции практически сравнивается с остальными статьями затрат. Число занятых, в области работы с информацией превышает 50% от общего числа трудоспособного населения. Вопросы расстояния практически не играют роли, так как подавляющее большинство транзакций происходит в электронном виде. Появляется электронное правительство, типовые информационные системы преобладают в органах власти, большинство транзакций происходит через сеть.

 

Проблемой может стать переоценка роли информационных технологий. Необходимо трезво оценивать их роль в жизни общества на данном этапе.

 

4.Переход к преобладающему производству информации и знаний. Наибольшую роль начинают играть фундаментальные науки, технологии производства научного знания. Информационный сектор начинает преобладать в экономике, продукция становится все более наукоемкой. Число занятых в сфере, связанной с информационным производством становится подавляющим. Большую долю занятых составляют специалисты, работающие на дому. Вопросы расстояния практически не играют роли, так как подавляющее большинство транзакций происходит в электронном виде, практически полностью исчезает информационное неравенство по географическому признаку. Система электронного правительства получает всеобъемлющий характер, практически все транзакции происходят через сеть.

 

В современном мире к данной стадии развитые страны только приближаются. Она порождает новые проблемы, в частности, вмешательство в личную свободу граждан, Интернет-преступность, возможность воздействия через новые технологии на огромные массы людей, рост власти государства, корпораций, владеющих монополией на определенные виды информационных ресурсов.[2]

 

1.2 Новая институциональная экономика

Новая институциональная экономическая теория (НИЭТ) – одно из наиболее перспективных направлений экономической науки, сформировавшееся во второй половине XX начале XXI вв. За несколько десятилетий эта теория показала свою продуктивность, как в методологических вопросах, так и вопросов, имеющих прикладное значение не только в сфере государственного и кооперативного управления, в частности при разрешении споров между хозяйствующими субъектами, но также во многих других областях общественной жизни. Термин «новая институциональная экономическая теория» (new institutional economics)был впервые введен О.Уильямсоном в 1975 г.

 

Язык моделей новой институциональной экономики сформулировала теория игр (Дж. фон Нейман, О.Моргенштерн, Дж.Нэш) Значение когнитивных ограничений сформулировано в теории неполной рациональности (Г.Саймон) – принцип «удовлетворительности» заменил принцип «оптимальности». Д.Норт обращает внимание на двусторонний характер взаимодействия институтов и процесса восприятия индивидами собственных интересов. Институты задают рамки восприятия, но, в то же время, могут воздействовать на эти рамки. Программа новой институциональной экономики приведена в работах представителей экономики соглашений (Л. Тевено, О.Фавро, А.Орлеан, Р.Буайе), в центре анализа которой соглашения, как наиболее общие рамки взаимодействия между индивидами.

 

При обсуждении методологических вопросов НИЭТ целесообразно опираться на предложенные Уильямсоном и детализированные К.Менаром классификацию факторов развития программы:

 

(1) основные концепции (понятия) и вопросы,

 

(2) аналитические подходы,

 

(3) совокупность моделей – инструментов, с помощью которых конструируются прогнозы,

 

(4) эмпирическая поверка сформулированных на уровне моделей гипотез, их количественная сценка (измерение).

 

Основополагающий тезис НИЭТ:

 

(1) институты значимы,

 

(2) институты исследуемы (2) нашел подтверждение не только в глобальном масштабе, но и на локальном уровне.[3]

 

1.3 Сетевая экономика

 

 

Сетевая экономика — это экономика, связанная с производством и распределением сетевых благ. Какие блага являются сетевыми?

 

Сетевые блага — это блага, обладающие следующими свойствами:

 

— комплементарность, совместимость и стандартность;

 

— существенная экономия на масштабе производства;

 

— сетевые внешние эффекты;

 

— эффекты ловушки.

 

Комплементарность означает, что потребители на рынках сетевых благ осуществляют покупку блага, которое может быть использовано только совместно с другими благами: компьютеры потребляются совместно с мониторами, а фотопленка совместно с фотокамерой. Таким образом, потребители покупают не просто отдельно взятые блага, а части системы, сети. С технической точки зрения, комплементарность означает совместимость, а совместимость требует, чтобы такие блага работали на одном стандарте.

 

Структура издержек сетевых благ отличается от структуры издержек обычных благ: основная часть издержек приходится на начальный период их производства, а последующее копирование стоит ничтожно мало по сравнению с первоначальными затратами, из чего следует, что издержки изготовления первого экземпляра непропорционально велики по отношению к издержкам последующих экземпляров, причем возможно понижение предельных издержек в результате действующего эффекта экономии на масштабе производства (пример — написание книги и последующая передача продукта электронным путем с помощью PDF файла). Традиционная экономическая теория исходит из действия закона убывающей доходности, на основе которого объясняются и исследуются многие понятия и процессы в экономической науке. Однако сетевые блага не подчиняются этому закону, или, во всяком случае, демонстрируют возрастающую доходность в весьма долгосрочной перспективе.

 

Соответственно, отрасли, занятые производством сетевых благ, получают огромные возможности для эксплуатации эффекта масштаба.

 

Следует обратить внимание еще на одну из особенностей сетевых благ: возникновение явления, близкого по своей сути к эффекту экономии на масштабе производства — распространение сетевых внешних эффектов, когда мы встречаемся с возрастающей доходностью для потребителей: каждый дополнительный пользователь сетевым благом увеличивает полезность для других индивидов.

 

В отношении сетевых благ действуют так называемые эффекты ловушки (lock-in effects) — это эффекты перемещения издержек из одной отрасли в другую, что связано с технологической взаимозависимостью отраслей.

 

Эффекты ловушки в итоге приводят к тому, что процесс технического развития идет не так линейно, как можно было бы предположить. На глобальном уровне есть вероятность появления так называемых институциональных ловушек, то есть неэффективных устойчивых норм, приобретающих самоподдерживающий характер.[4]

 

Большинство экономистов уверены, что в XXI в. будут происходить радикальные изменения не только в способах обмена информацией между людьми, но и в характере их экономической деятельности.

 

Серьезные перемены происходят в бизнесе и, как следствие, во всей экономике нашего общества. Появление в лексике таких неологизмов, как @-коммерция (интернет-коммерция), @-бизнес (интернет-бизнес), @-предприятие (интернет-предприятие) и т.д., свидетельствует о том, что происходящие в обществе процессы, связанные с распространением новых информационных и телекоммуникационных технологий, имеют по крайней мере устойчивый характер и заслуживают внимания со стороны экономистов и социологов. Информатизация общества ведет к тому, что информация становится жизненно важным элементом современной экономики и приводит к росту информационной составляющей затрат на производство продукции. Увеличение информационной составляющей в стоимости товара неизбежно вовлекает потребителя в процесс производства стоимости. Таким образом, сам потребитель стоимости становится функционально полезным элементом в системе производителя и может рассчитывать на определенную долю коммерческого эффекта. Потребитель, вовлеченный в процесс функционирования подсистемы производителей, получает эту долю в виде скидок, бонусов, подарков и т.д. Это способ производителя поделиться прибылью с потребителем.

 

Из-за высокой доли информационной составляющей в стоимости товаров и услуг для производителя важными становятся процессы изучения своих конкретных потребителей и их воспроизводства, трансформация собственной организации под их интересы и запросы. Вместе с тем и для потребителя в этих условиях важно знать производителей, которые способны произвести стоимость, наилучшим образом удовлетворяющую его конкретные потребности, а значит, и готовы подстраиваться под него. Однако любая дополнительная информация о ситуации на рынках требует все возрастающих затрат. В целях удешевления операций поиска, хозяйствующие субъекты (предприниматели, специалисты, инвесторы, потребители, поставщики и т.д.) подключаются к информационным системам различного уровня; на глобальном уровне таковой является Интернет. В результате становится возможным с меньшими затратами анализировать эффективность применяемых хозяйственных решений в различных отраслях и регионах, вплоть до глобальных. Понятие сетевой экономики возникло в условиях использования различных информационных сетей. Можно в первом приближении классифицировать информационные сети по уровню интеграции следующим образом:

 

• корпоративные сети (интранет);

 

• сети делового партнерства (экстранет);

 

• глобальные сети (например, Интернет).

 

Каждый уровень интеграции предопределяет вполне конкретные ограничения для доступа в информационное пространство. Если в глобальных сетях таких ограничений практически нет, то в корпоративных сетях и сетях делового партнерства они явно присутствуют и согласуются исключительно с интересами корпоративных пользователей или участников партнерских объединений.

 

Это важно иметь в виду при использовании информационных ресурсов сетей в так называемой «сетевой экономике», которая может быть определена по формуле:

 

 

сетевая экономика = традиционная экономика + информационные ресурсы и технологии

 

Сети должны обеспечить:

 

• доступность требуемой информации в любое время;

 

• возможность анализировать и оценивать полученную информацию;

 

• появление нужного покупателя.

 

Можно отметить следующие тенденции развития сетевой экономики:

 

• индивидуальный подход к квалифицированному покупателю;

 

• появление глобальной конкуренции, при которой не имеют значения место производства, известность марки, устоявшиеся связи и т.д., но важными являются качество, уровень сервиса и т.п.;

 

• наличие информационных посредников;

 

• снижение стоимости транзакций, издержек на маркетинг и рекламу, коммуникаций и в конечном счете цены товара;

 

• изменение структуры существующих предприятий и компаний;

 

• автоматизация бизнес-процессов.

 

В докладе, подготовленном Европейской Комиссией в 1997 г., сетевая экономика (англ. networked economy) определяется как «среда, в которой любая компания или индивид, находящийся в любой точке экономической системы, могут с помощью интернет-технологий контактировать легко и с минимальными затратами с любой другой компанией или индивидом по поводу совместной работы, для торговли, для обмена идеями и ноу-хау или просто для удовольствия». С понятием сетевой экономики связывают создание и модернизацию программного обеспечения, компьютерных чипов, мобильной связи и т.д., в общем, тех видов деятельности человека, которые относятся к техническому прогрессу в области информационных технологий.

 

В настоящее время к сетевой экономике тесно примыкают те сферы экономики, эффективность функционирования которых существенно зависит от степени использования в производственных процессах информационных технологий. К ним относятся виртуальные предприятия, электронная коммерция, банкинг, дистанционное образование и др.[5]

 

8. Рынок и рыночный механизм.

8. Рынок и рыночный механизм

Рынок - это способ взаимодействия производителей и потребителей, который основан на децентрализованном механизме ценовых сигналов.

Участники рынка - это предприниматели, конечные потребители, работники, продающие свои труд, собственники недвижимости и т.д.

Выделяют три группы субъектов рыночного хозяйства: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

Домашнее хозяйство - структурная единица, состоящая из одного или более человек и функционирующая в потребительской сфере. Домашние хозяйства потребляют конечные продукты (блага) сферы материального и нематериального производства.

Домашние хозяйства - собственники и поставщики факторов производства. Доходы, полученные от продажи услуг труда, капитала и других факторов производства, используют для удовлетворения личных потребностей.

Бизнес - это фирма, осуществляющая свою деятельность с целью получения дохода. Организация бизнеса предполагает вложение собственного или заемного капитала, доход от которого идет на расширение производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в хозяйстве страны.

Правительство - это различные бюджетные организации и учреждения, функцией которых является государственное регулирование экономики.

Существуют основные условия возникновения рынка.

1. Общественное разделение труда и специализация. Общественное разделение труда означает, что в любом современном сообществе ни один человек не может жить за счет полного самообеспечения. Отдельные виды хозяйственной деятельности, которыми занимаются различные группы предпринимателей, отражают суть специализации в производстве тех или иных благ и услуг.

Определяющим моментом специализации считается принцип сравнительного преимущества. Суть принципа заключается в возможности производить продукцию при относительно меньшей альтернативной стоимости в силу различий предпринимателей в навыках, способностях, обеспеченности ресурсами и др.

2. Экономическая обособленность, или хозяйственная автономия субъектов рынка. Благами обмениваются полностью независимые, самостоятельные производители. Наилучшим образом экономическую обособленность выражает частная собственность.

3. Свободный обмен ресурсами. Свободный обмен позволяет сформироваться свободным ценам, которые являются сигналами хозяйствующим субъектам, определяющими направления их деятельности.

Рыночный механизм - это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка, а так же его важнейших экономических законов

Рыночный механизм основывается на трех основных элементах.

1. Цены. На рынке изменение относительных цен является ориентиром для производителя, помогающим определить, в какую сторону изменять объем производства. Колебание цен оказывает влияние на выбор технологии производства. Цены определяют характеристику потребителей и объем продаж данного продукта на рынке.

2. Спрос и предложение.

Спрос (платежеспособный) - это потребность в товарах, подкрепленная платежеспособностью экономических субъектов, которые готовы их купить в определенном количестве при сложившихся ценах и денежных доходах потребителей.

Предложение - это количество товаров, находящееся в продаже при данной цене.

Изменение соотношения между спросом и предложением вызывает колебания рыночных цен вокруг цены равновесия. Равновесная цена - цена, в которой спрос равен предложению. Колебания цен определяют уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения.

3. Конкуренция. Цель любого предприятия - максимизация прибыли - может быть достигнута расширением производства, хозяйственной деятельности. Это является основой конкурентной борьбы за новые рынки сбыта, за наиболее выгодные условия производства, которые позволяют увеличить объемы производства, и, следовательно, получаемую прибыль. Характер конкуренции может быть различным, что существенно влияет на способ достижения рыночного равновесия.

В условиях свободной, или совершенной, конкуренции рыночный механизм действует наиболее эффективно.

 

9. Потребительские предпочтения и предельная полезность.

9. Потребительские предпочтения и предельная полезность

Потребительские предпочтения - это симпатии и антипатии в отношении товаров. В их основе лежит оценка полезности.

Полезность - это способность данного продукта удовлетворять потребности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 3665; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.215.15.122 (0.161 с.)