Угрозы безопасности информации и их классификация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Угрозы безопасности информации и их классификация



Угроза безопасности информации компьютерной системой (КС) - возможность воздей­ствия на информацию, обрабатываемую КС, с целью ее искажения, уничтожения, копирования или блокирования, а также возможность воздействия на компоненты КС, приводящие к сбою их функцио­нирования.

Угрозы безопасности информации бывают следующие:

Угроза удаленного администрирования. Под удаленным администрированием понимается несанкционированное управление удаленным компьютером. Удаленное администрирование позволяет брать чужой компьютер под свое управление. Это позволит копировать и модифицировать имеющиеся на нем данные, устанавливать на нем произвольные программы, в том числе и вредоносные, использовать чужой компьютер для совершения преступных действий в сети «от его имени».

Защита от удаленного администрирования.

Для эффективной защиты от удаленного администрирования необходимо пред­ставлять себе методы, которыми оно достигается. Таких методов два. Первый метод — установить па компьютере «жертвы» программу (аналог сервера), с которой зло­умышленник может создать удаленное соединение в то время, когда «жертва» нахо­дится в сети. Программы, используемые для этого, называются троянскими. По своим признакам они в значительной степени напоминают компьютерные вирусы.

Второй метод удаленного администрирования основан на использовании уязвимостей (ошибок), имеющихся в программном обеспечении компьютерной системы партнера по связи. Цель этого метода — выйти за рамки общения с клиентской (серверной) программой и напрямую воздействовать на операционную систему, чтобы через нее получить доступ к другим программам и данным. Программы, используемые для эксплуатации уязвимостей компьютерных систем, называются эксплоитами.

Угроза активного содержимого. Активное содержимое – это активные объекты, встроенные в Web – страницы. В отличие от пассивного содержимого (текстов, рисунков, аудиоклипов и т.п.) активные объекта включают в себе не только данные, но и программный ход. Агрессивный программный ход, напавший на компьютер «жертвы», способен вести себя, как компьютерный вирус или как агентская программа. Так, например, он может производить разрушение данных, но может взаимодействовать с удаленными программами и, тем самым, работать как средство удаленного администрирования или готовить почву для ее установки.

Защита от активного содержимого.

Защищающаяся сторона должна оценить угрозу своему компьютеру и, соответ­ственно, настроить браузер так, чтобы опасность была минимальна. Если никакие ценные данные или конфиденциальные сведения на компьютере не хранятся, защиту можно отключить и просматривать Web-страницы в том виде, как предпо­лагал их разработчик. Если угроза нежелательна, прием Java-апплетов, элементов ActiveX и активных сценариев можно отключить. Компромиссный вариант — в каждом конкретном случае запрашивать разрешение на прием того или иного актив­ного объекта. В зависимости от того, с каким узлом установлено соединение (можно ему доверять или нет), этот вопрос каждый раз решается по-разному.

Угроза перехвата или подмены данных на путях транспортировки. С проникновением Интернета в экономику очень остро встает угроза перехвата или подмены данных на путях транспортировки. Так, например, расчет электронными платежными средствами (картами платежных систем) предполагает отправку покупателем конфиденциальных данных о своей карте продавцу. Если эти данные будут перехвачены на одном из промежуточных серверов, нет гарантии, что ими не воспользуется злоумышленник. Кроме того, через Интернет передаются файлы программ. Подмена этих файлов на путях транспортировки может привести к тому, что вместо ожидаемой программы, клиент получит ее аналог с «расширенными» свойствами.

Средства защиты данных на путях транспортировки.

С проникновением коммерции в Интернет все чаще возникает потребность прове­дения дистанционных деловых переговоров, приобретения в сети программного обеспечения, денежных расчетов за поставленные товары и услуги. В этих случаях возникает потребность в защите данных на путях транспортировки. Одновременно с потребностью в защите данных возникает потребность в удостоверении (иденти­фикации) партнеров по связи и подтверждении (аутентификации) целостности данных.

Вот несколько примеров того, во что может вылиться отсутствие защиты и удосто­верения целостности данных и лиц.

1. Два предпринимателя, находящиеся далеко друг от друга и никогда не встре­чавшиеся лично, заключают договор о совместной деятельности. Если не при­нять специальных мер, то по прошествии некоторого времени любая из сторон может заявить, что никакого договора между ними не было, eй об этом ничего не известно и с кем вел переговоры другой партнер, она не знает.

2. Приобретение товаров и услуг через Интернет обычно оплачивается с помо­щью платежных карт. Покупатель сообщает продавцу конфиденциальные данные о своей кредитном карте, и тот может списать со счета покупателя оговорен­ную сумму. В случае, если данные будут перехвачены на одном из промежу­точных серверов, неизвестные лица могут воспользоваться чужой платежной картой, оплатив ею в сети заказ товаров или услуг.

3. Получив с удаленного сервера полезную программу и установив ее на свой компьютер, мы можем с удивлением обнаружить, что в ней содержится троян­ский код, позволяющий дистанционно хозяйничать на нашем компьютере. Обратившись с претензией к автору программы, поставившему ее, мы можем услышать в ответ, что ничего подобного он не распространял, а если где-то па путях транспортировки кто-то внес в программу несанкционированные изме­нения, то он за это отвечать не может.

Это лишь три примера. На самом деле, с зарождением электронной коммерции в бизнесе и экономике ежедневно возникает огромное количество проблем. С каж­дым днем их количество будет прогрессивно возрастать. Сегодня в электронной коммерции защищают и аутентифицируют данные, а также идентифицируют уда­ленных партнеров с помощью криптографических методов.

Угроза вмешательства в личную жизнь. В основе этой угрозы лежат коммерческие интересы рекламных организаций. В настоящее время годовой рекламный бюджет Интернета составляет несколько десятков миллиардов долларов США. В желании увеличить свои доходы от рекламы множество компаний организует Web – узлы не только для того, чтобы предоставлять клиентам сетевые услуги, сколько собрать о них персональные сведения. Эти сведения обобщаются, классифицируются и поставляются рекламным и маркетинговым службам. Процесс сбора персональной информации автоматизирован, не требует практически никаких затрат и позволяет без ведома клиентов исследовать их предпочтения, вкусы, привязанности.

Защита от вмешательства в личную жизнь.

Сбор сведений об участниках работы в Интернете. Кроме средств активного воз­действия па удаленный компьютер существуют и средства пассивного наблюде­ния за деятельностью участников Сети. Они используются рекламно-маркетинговыми службами. Как обычно, приведем пример.

При посещении почти любых Web-страниц нам на глаза попадаются рекламные объявления (их называют баннерами). При их приеме наш браузер устанавливает связь с их владельцем (с рекламной системой) и незаметно для нас регистрируется в этой системе. Мы можем не обращать внимания на эту рекламу и никогда ею не пользоваться, но, переходя от одной Web-страницы к другой, мы создаем свой пси­хологический портрет (он называется профилем). По характеру посещаемых Web-узлов и Web-страниц удаленная служба способна определить пол, возраст, уро­вень образования, род занятий, круг интересов, уровень благосостояния и даже характер заболеваний лица, которое никогда к ней не обращалось. Достаточно хотя бы один раз зарегистрироваться где-то под своим именем и фамилией, и ранее собран­ные абстрактные сведения приобретают вполне конкретный характер — так образуются негласные персональные базы данных на участников работы в сети.

Сопоставляя данные по разным людям или по одним и тем же людям, по получен­ные в разное время, следящие системы получают профили не только па отдельных лиц, но и на коллективы: семьи, рабочие группы, предприятия. Полученные данные могут использоваться как легально, так н нелегально. Например, идентифицировав некое лицо как любителя горных лыж, рекламная система при последующих его выходах в сеть чаще предъявляет ему объявления, относящиеся к этому виду спорта, чем другие. Это пример легального использования сведений. Но есть примеры и нелегального использования. Классифицированные базы данных являются товаром: они покупаются и продаются, переходят из рук в руки и становятся основой для деятельности многих организаций самого разного профиля.

Угроза поставки неприемлемого содержимого. Не вся информация, публикуемая в Интернете, может считаться полезной. Существует масса причин морально-этического, религиозного, культурного и политического характера, когда людям может неприятна поставляемая информация, и они хотят от нее защититься.

В большинстве стран мира Интернет пока не считается средством массовой информации (СМИ). Это связано с тем, что поставщик информации не занимается ее копированием, тиражированием и распространением, то есть он не выполняет функции СМИ. Все это делает сам клиент в момент использования гиперссылки. Поэтому обычные законы о средствах массовой информации, регламентирующие, что можно распространять, а что нет, в Интернете пока не работают. По видимому, правовой вакуум, имеющийся в этом вопросе, со временем будет ликвидирован, но многим людям и сегодня нужны средства защиты от поставки документов неприемлемого содержания. Обычно функции фильтрации поступающего содержания возлагают на браузер или на специально установленную для этой цели программу.

Системы защиты компьютера от чужого вторжения весьма разнообразны и могут быть классифицированы на такие группы, как:

1. Средства собственный защиты – элементы защиты, присущие самому программному обеспечению или сопровождающие его продажу и препятствующие незаконным действиям.

2. Средства защиты с запросом информации – требуют для своей работы ввода дополнительной информации с целью идентификации полномочий пользователей.

3. Средства пассивной защиты – направлены на предостережение, контроль, поиск улик и доказательств с целью создания обстановки неотвратимого раскрытия преступления.

4. Средства защиты в составе вычислительной системы – средства защиты аппаратуры, дисков и штатных устройств. При использовании таких средств операционная среда в отличие от штатного режима постоянно изменяется, поскольку выполнение программ зависит от определенных действий, специальных мер предосторожности и условий, гарантирующих защиту.

5. Средства активной защиты – инициируются при возникновении особых обстоятельств:

- вводе неправильного пароля;

- указания неправильной даты и времени при запуске программ;

- попытках доступа к информации без разрешения.

Система безопасности должна защищать: от угроз природного происхождения (ураганов, наводнений, пожаров, ударов молний и т.п.), которые приводят либо к физическому повреждению компьютерной системы, либо к уничтожению или искажению информации (скажем, по причине электромагнитных излучений).

Второй тип угроз для информационных систем связан с надежностью технического обеспечения. К ним можно отнести проблемы с электропитанием, сбои в работе компьютерной аппаратуры, излучения и наводки от работающей техники, которые выходят за пределы контролируемой территории, ее утечки через каналы связи.

И, наконец, информационным системам угрожают люди. Это могут быть как непреднамеренные ошибки операторов и администраторов, в результате которых теряется информация или происходят сбои в работе системы, так и злонамеренные действия, направленные на нанесения ущерба.

Исходя из проведенного анализа, все источники угроз безопасности информации можно разделить на три основные группы:

– угрозы, обусловленные действиями субъекта (антропогенные);

угрозы, обусловленные техническими средствами (техногенные);:

– угрозы, обусловленные стихийными источниками.

На основе анализа, проводимого различными специалистами в области компьютерных преступлений, можно расставить угрозы безопасности по частоте проявления следующим образом:

· кража (копирование) программного обеспечения;

· подмена (несанкционированный ввод) информации;

· уничтожение (разрушение) данных на носителях информации;

· нарушение нормальной работы (прерывание) в результате вирусных атак;

· модификация (изменение) данных на носителях информации;

· перехват (несанкционированный съем) информации;

· кража (несанкционированное копирование) ресурсов;

· нарушение нормальной работы (перегрузка) каналов связи;

· непредсказуемые потери.

Следствием реализации выявленных угроз безопасности информации в конеч­ном счете может стать ущемление прав собственника (пользователя) информации или нанесение ему материального ущерба, наступившее в результате:

1) уничтожения информации из-за нарушения программных, аппаратных или программно-аппаратных средств ее обработки либо систем защиты, а также из-за форс-мажорных обстоятельств, применения специальных технических (например, размагничивающих генераторов), программных (например, ло­гических бомб) средств воздействия, осуществляемого конкурентами, персоналом учреждения или его филиалов, преступными элементами либо поставщиками средств обработки информации в интересах третьих лиц;

2) модификации или искажения информации вследствие нарушения программных, аппаратных или программно-аппаратных средств ее обработки либо систем защиты, а также форс-мажорных обстоятельств, применения специ­альных программных (например, лазеек) средств воздействия, осуществляемого конкурентами, персоналом учреждения, поставщиками средств обработки информации в интересах третьих лиц;

3) хищения информации путем подключения к линиям связи или техническим средствам, за счет снятия и расшифровки сигналов побочных электромагнит­ных излучений, фотографирования, кражи носителей информации, подкупа или шантажа персонала учреждения или его филиалов, прослушивания конфиденциальных переговоров, осуществляемых конкурентами, персоналом учреждения или преступными элементами, несанкционированного копирования информации, считывания данных других пользователей, мистификации (маскировки под запросы системы), маскировки под зарегистрированного пользователя, проводимых обслуживающим персоналом автоматизированнойсистемы, хищения информации с помощью программных ловушек;

4) махинаций с информацией (путем применения программных, программно-аппаратных или аппаратных средств), осуществляемых в интересах третьих лиц поставщиками средств обработки информации или проводимых персо­налом учреждения. Также возможны подделка электронной подписи или отказ от нее.

Сетевая безопасность

 

Проблемы, возникающие с безопасностью передачи информации при работе в компьютерных сетях, можно разделить на три основных типа:

- перехват информации – целостность информации сохраняется, но ее конфиденциальность нарушена;

- модификация информации – исходное сообщение изменяется либо полностью подменяется другим и отсылается адресату;

- подмена авторства информации. Данная проблема может иметь серьезные последствия. Например, кто-то может послать письмо от вашего имени (этот вид обмана принято называть спуфингом) или Web - сервер может «притворяться» электронным магазином, принимать заказы, номера кредитных карт, но не высылать никаких товаров.

В соответствии с перечисленными проблемами при обсуждении вопросов безопасности под самим термином «безопасность» подразумевается совокупность 3-х различных характеристик, обеспечивающих безопасность системы:

1. Аутентификация – это процесс распознавания пользователя системы и предоставления ему определенных прав и полномочий. Каждый раз, когда заходит речь о степени или качестве аутентификации, под этим следует понимать степень защищенности системы от посягательств стоящих лиц на эти полномочия.

Аутентификация является одним из самых важных компонентов организации защиты информации в сети. Прежде, чем пользователю будет предоставлено право получить тот или иной ресурс, необходимо убедиться, что он действительно тот, за кого себя выдает.

При получении запроса на использование ресурса от имени какого-либо пользователя сервер, предоставляющий данный ресурс, передает управление серверу аутентификации. После получения положительного ответа сервера аутентификации пользователю предоставляется запрашиваемый ресурс. При аутентификации используется, как правило принцип, получивший название «что он знает», – пользователь знает некоторое секретное слово, которое он посылает серверу аутентификации в ответ на его запрос.

Для аутентификации субъекта чаще всего используются атрибутивные идентификаторы, которые делятся на следующие категории:

• пароли;

• съемные носители информации;

• электронные жетоны;

• пластиковые карты;

• механические ключи.

Паролем называют комбинацию символов, которая известна только владельцу пароля или, возможно, администратору системы безопасности. Обычно пароль вводится с клавиатуры ПК пос­ле включения питания. Возможен ввод пароля с пульта управления или специального наборного устройства. При организации парольной защиты необходимо выполнять следующие рекомендации:

1) Пароль необходимо запоминать, а не записывать.

2) Длина пароля должна быть не менее девяти символов.

3) Пароли должны периодически меняться.

4) В компьютерной системе (КС) должны фиксироваться моменты времени успешного по­лучения доступа и неудачного ввода пароля. Информация о по­пытках неверного ввода пароля должны подвергаться статисти­ческой обработке и сообщаться администратору.

5) Пароли должны храниться в КС так, чтобы доступ к ним был затруднен. Это достигается двумя способами:

- пароли хранятся в специальном ЗУ, запись в которое осуще­ствляется в специальном режиме;

- пароли подвергаются криптографическому преобразованию (шифрованию).

6) При вводе пароля не выдавать никаких сведений на экран, что­бы затруднить подсчет введенных символов.

7) Не использовать в качестве паролей имена и фамилии, дни рож­дения и географические или иные названия. Желательно менять при вводе пароля регистры, использовать специальные симво­лы, набирать русский текст на латинском языке, использовать парадоксальные сочетания слов.

В настоящее время аппаратура КС поддерживает ввод пароля до начала загрузки операционной системы. Такой пароль хранится в энергонезависимой памяти и обеспечивает предотвращение несанкционированного доступа (НСД) до загрузки любых программных средств. Этот пароль считается эффек­тивным средством, если злоумышленник не имеет доступа к аппа­ратуре КС, так как отключение внутреннего питания сбрасывает этот пароль.

Другие способы идентификации (съемные носители, карты и др.) предполагают наличие технических средств, хранящих идентифика­ционную информацию. Съемный носитель, содержащий идентифи­кационную информацию — имя пользователя и его пароль, находится у пользователя КС, которая снабжена устройством для считывания информации с носителя.

Для идентификации и аутентификации часто используется стан­дартный гибкий диск или флэш-память. Достоинства такого иден­тификатора заключаются в том, что не требуется использования до­полнительных аппаратных средств и кроме идентификационного кода на носителе может храниться и другая информация, например, контроля целостности информации, атрибуты шифрования и др.

Иногда, для повышения уровня защищенности, используются специальные переносные электронные устройства, подключаемые, например, к стандартным входам КС. К ним относится электронный жетон-генератор - прибор, вырабатывающий псевдослучайную символьную последовательность, которая меняется примерно раз в ми­нуту синхронно со сменой такого же слова в КС. Жетон использует­ся для однократного входа в систему. Существует другой тип жетона, имеющего клавиатуру и монитор. В процессе идентификации КС выдает случайную символьную последовательность, которая набирает­ся на клавиатуре жетона, по ней на мониторе жетона формируется новая последовательность, которая вводится в КС как пароль.

К недостатку способа идентификации и аутентификации с помощью дополнительного съемного устройства можно отнести возможность его потери или хищения.

Одним из надежных способов аутентификации является биометрический принцип, использующий некоторые стабильные биометри­ческие показатели пользователя, например, отпечатки пальцев, ри­сунок хрусталика глаза, ритм работы на клавиатуре и др. Для снятия отпечатков пальцев и рисунка хрусталика требуются специальные устройства, которые устанавливаются на КС высших уровней защи­ты. Ритм работы при вводе информации проверяется на штатной клавиатуре КС и, как показывают эксперименты, является вполне стабильным и надежным. Даже подглядывание за работой пользова­теля при наборе ключевой фразы не дает гарантии идентификации злоумышленника при его попытке повторить все действия при на­боре фразы.

2. Целостность – состояние данных, при котором они сохраняют свое информационное содержание и однозначность интерпретаций в условиях различных воздействий. В частности, в случае передачи данных под целостностью понимается идентичность отправленного и принятого.

3. Секретность – предотвращение несанкционированного доступа к информации. В случае передачи данных под этим термином обычно понимают предотвращение перехвата информации.

При работе в Интернете следует иметь в виду, что насколько ресурсы Всемирной сети открыты каждому клиенту, настолько же и ресурсы его компьютерной системы могут быть при определенных условиях открыты всем, кто обладает необходимыми средствами.

Для частного пользователя этот факт не играет особой роли, но знать о нем необходимо, чтобы не допускать действий, нарушающих законодательства тех стран, на территории которых расположены серверы Интернета. К таким действиям относятся вольные или невольные попытки нарушить работоспособность компьютерных систем, попытки взлома защищенных систем, использование и распространение программ, нарушающих работоспособность компьютерных систем (в частности, компьютерных вирусов).

Работая во Всемирной сети, следует помнить о том, что абсолютно все действия фиксируются и протоколируются специальными программными средствами, и информация как о законных, так и о незаконных действиях обязательно где-то накапливается. Таким образом, к обмену информацией в Интернете следует подходить как к обычной переписке с использованием почтовых открыток. Информация свободно циркулирует в обе стороны, но в общем случае она доступна всем участникам информационного процесса. Это касается всех служб Интернета, открытых для массового использования.

Однако даже в обычной почтовой связи наряду с открытками существуют и почтовые конверты. Использование почтовых конвертов при переписке не означает, что партнерам есть, что скрывать. Их применение соответствует давно сложившейся исторической традиции и устоявшимся морально-этическим нормам общения. Потребность в аналогичных «конвертах» для защиты информации существует и в Интернете. Сегодня Интернет является не только средством общения и универсальной справочной системой — в нем циркулируют договорные и финансовые обязательства, необходимость защиты которых как от просмотра, так и от фальсификации очевидна. Начиная с 1999 года Интернет становится мощным средством обеспечения розничного торгового оборота, а это требует защиты данных кредитных карт и других электронных платежных средств.

Принципы защиты информации в Интернете опираются на определение информации, сформулированное нами ранее. Информация — это продукт взаимодействия данных и адекватных им методов. Если в ходе коммуникационного процесса данные передаются через открытые системы (а Интернет относится именно к таковым), то исключить доступ к ним посторонних лиц невозможно даже теоретически. Соответственно, системы защиты сосредоточены на втором компоненте информации — на методах. Их принцип действия основан на том, чтобы исключить или, по крайней мере, затруднить возможность подбора адекватного метода для преобразования данных в информацию. Одним из приемов такой защиты является шифрование данных.

Системам шифрования столько же лет, сколько письменному обмену информацией. Обычный подход состоит в том, что к документу применяется некий метод шифрования, основанный на использовании ключа, после чего документ становится недоступен для чтения обычными средствами. Его можно прочитать только тот, кто знает ключ, — только он может применить адекватный метод чтения. Аналогично происходит шифрование и ответного сообщения. Если в процессе обмена информацией для шифрования и чтения пользуются одним и тем же ключом, то такой криптографический процесс является симметричным.

Основной недостаток симметричного процесса заключается в том, что, прежде чем начать обмен информацией, надо выполнить передачу ключа, а для этого опять таки нужна защищенная связь, то есть проблема повторяется, хотя и на другом уровне. Если рассмотреть оплату клиентом товара или услуги с помощью кредитной карты, то получается, что торговая фирма должна создать по одному ключу для каждого своего клиента и каким-то образом передать им эти ключи. Это крайне неудобно.

Поэтому в настоящее время в Интернете используют несимметричные криптографические системы, основанные на использовании не одного, а двух ключей. Происходит это следующим образом. Компания для работы с клиентами создает два ключа: один открытый (public — публичный), а другой закрытый (private — личный). На самом деле это как бы две «половинки» одного целого ключа, связанные друг. с другом.

Ключи устроены так, что сообщение, зашифрованное одной половинкой, можно расшифровать только другой половинкой (не той, которой оно было закодировано). Создав пару ключей, торговая компания широко распространяет публичный ключ (открытую половинку) и надежно сохраняет закрытый ключ (свою половинку).

Как публичный, так и закрытый ключи представляют собой некую кодовую последовательность. Публичный ключ компании может быть опубликован на ее сервере, откуда каждый желающий может его получить. Если клиент хочет сделать фирме заказ, он возьмет ее публичный ключ и с его помощью закодирует свое сообщение о заказе и данные о своей кредитной карте. После кодирования это сообщение может прочесть только владелец закрытого ключа. Никто из участников цепочки, по которой пересылается информация, не в состоянии это сделать. Даже сам отправитель не может прочитать собственное сообщение, хотя ему хорошо известно содержание. Лишь получатель сможет прочесть сообщение, поскольку только у него есть закрытый ключ, дополняющий использованный публичный ключ.

Если фирме надо будет отправить клиенту квитанцию о том, что заказ принят к исполнению, она закодирует ее своим закрытым ключом. Клиент сможет прочитать квитанцию, воспользовавшись имеющимся у него публичным ключом данной фирмы. Он может быть уверен, что квитанцию ему отправила именно эта фирма, поскольку никто иной доступа к закрытому ключу фирмы не имеет.

Принцип достаточности защиты.

Защита публичным ключом (впрочем, как и большинство других видов защиты информации) не является абсолютно надежной. Дело в том, что поскольку каждый желающий может получить и использовать чей-то публичный ключ, то он может сколь угодно подробно изучить алгоритм работы механизма шифрования и пытаться установить метод расшифровки сообщения, то есть реконструировать закрытый ключ.

Это настолько справедливо, что алгоритмы кодирования публичным ключом даже нет смысла скрывать. Обычно к ним есть доступ, а часто они просто широко публикуются. Тонкость заключается в том, что знание алгоритма еще не означает возможности провести реконструкцию ключа в разумно приемлемые сроки. Так, например, правила игры в шахматы известны всем, и нетрудно создать алгоритм для перебора всех возможных шахматных партий, но он никому не нужен, поскольку даже самый быстрый современный суперкомпьютер будет работать над этой задачей дольше, чем существует жизнь на нашей планете.

Количество комбинаций, которое надо проверить при реконструкции закрытого ключа, не столь велико, как количество возможных шахматных партий, однако защиту информации принято считать достаточной, если затраты на ее преодоление превышают ожидаемую ценность самой информации. В этом состоит принцип достаточности защиты, которым руководствуются при использовании несимметричных средств шифрования данных. Он предполагает, что защита не абсолютна и приемы ее снятия известны, но она все же достаточна для того, чтобы сделать это мероприятие нецелесообразным. При появлении иных средств, позволяющих таки получить зашифрованную информацию в разумные сроки, изменяют принцип работы алгоритма, и проблема повторяется на более высоком уровне.

Разумеется, не всегда реконструкцию закрытого ключа производят методами простого перебора комбинаций. Для этого существуют специальные методы, основанные на исследовании особенностей взаимодействия открытого ключа с определенными структурами данных. Область науки, посвященная этим исследованиям, называется криптоанализом, а средняя продолжительность времени, необходимого для реконструкции закрытого ключа по его опубликованному открытому ключу, называется криптостойкостью алгоритма шифрования.

По мере расширения деятельности предприятий, роста чис­ленности персонала и появления новых филиалов, возникает не­обходимость доступа удаленных пользователей (или групп поль­зователей) к вычислительным и информационным ресурсам главного офиса компании. Чаще всего для организации удален­ного доступа используются кабельные линии (обычные телефон­ные или выделенные) и радиоканалы. В связи с этим защита ин­формации, передаваемой по каналам удаленного доступа, требует особого подхода.

В частности, в мостах и маршрутизаторах удаленного доступа применяется сегментация пакетов — их разделение и передача параллельно по двум линиям, что делает невозможным «пере­хват» данных при незаконном подключении «хакера» к одной из линий. К тому же используемая при передаче данных процедура сжатия передаваемых пакетов гарантирует невозможность рас­шифровки «перехваченных» данных. Кроме того, мосты и маршрутизаторы удаленного доступа могут быть запрограммирова­ны таким образом, что удаленные пользователи будут ограниче­ны в доступе к отдельным ресурсам сети главного терминала.

Метод автоматического обратного вызова. Может обеспечи­вать более надежную защиту системы от несанкционированного доступа, чем простые программные пароли. В данном случае пользователю нет необходимости запоминать пароли и следить за соблюдением их секретности. Идея системы с обратным вы­зовом достаточно проста. Удаленные от центральной базы поль­зователи не могут непосредственно с ней обращаться. Вначале они получают доступ к специальной программе, которой сооб­щают соответствующие идентификационные коды. После этого разрывается связь и производится проверка идентификационных кодов. В случае если код, посланный по каналу связи, правиль­ный, то производится обратный вызов пользователя с одновре­менной фиксацией даты, времени и номера телефона. К недос­татку рассматриваемого метода следует отнести низкую скорость обмена — среднее время задержки может исчисляться десятками секунд.

Вкомпьютерных сетях при организации контроля доступа и разграничения полномочий пользователей чаще всего использу­ются встроенные средства сетевых операционных систем (ОС).Использование защищенных операционных систем является од­ним из важнейших условий построения современных информа­ционных систем. Например, ОС UNIX позволяет владельцу файлов предоставлять права другим пользователям — только чи­тать или записывать, для каждого из своих файлов. Наибольшее распространение в нашей стране получает ОС Windows NT, в которой появляется все больше возможностей для построения сети, действительно защищенной от НСД к информации. ОС NetWare, помимо стандартных средств ограничения доступа, та­ких, как система паролей и разграничения полномочий, имеет ряд новых возможностей, обеспечивающих первый класс защи­ты данных, предусматривает, возможность кодирования данных по принципу «открытого ключа» (алгоритм RSA) с формирова­нием электронной подписи для передаваемых по сети пакетов.

Понятие об электронной подписи

Мы рассмотрели, как клиент может переслать организации свои конфиденциальные данные (например, номер электронного счета). Точно также он может общаться с банком, отдавая ему распоряжения о перечислении своих средств на счета других лиц и организаций. Ему не надо ездить в банк и стоять в очереди — все можно сделать, не отходя от компьютера. Однако здесь возникает проблема: как банк узнает, что распоряжение поступило именно отданного лица, а не от злоумышленника, выдающего себя за него? Эта проблема решается с помощью так называемой электронной подписи.

Принцип ее создания тот же, что и рассмотренный выше. Если нам надо создать себе электронную подпись, следует с помощью специальной программы (полученной от банка) создать те же два ключа: закрытый и публичный. Публичный ключ передается банку. Если теперь надо отправить поручение банку на операцию с расчетным счетом, оно кодируется публичным ключом банка, а своя подпись под ним кодируется собственным закрытым ключом. Банк поступает наоборот. Он читает поручение с помощью своего закрытого ключа, а подпись — с помощью публичного ключа поручителя. Если подпись читаема, банк может быть уверен, что поручение ему отправили именно мы, и никто другой.

 

Антивирусные программы

 

Безопасность информации — это один из основных показателей качества информационной системы. На вирусные атаки приходит­ся около 57% инцидентов, связанных с безопасностью информации и около 60% реализованных угроз из числа зафиксированных и по­павших в статистические обзоры.

Поэтому одной из основных задач защиты информации являет­ся организация эффективной антивирусной защиты автономных рабочих станций, локальных и корпоративных компьютерных се­тей, обрабатывающих информацию ограниченного доступа, в том числе содержащую государственную и служебную тайну.

Компьютерный вирус — это программа, скрывающаяся внутри других программ или на специальных участках диска и способная воспроизводиться («размножаться»), приписывая себя к другим программам («заражать» их), или переноситься на другие диски без ведома и согласия пользователя. Большинство компьютерных виру­сов выполняют разрушительную работу, повреждая информацию, хранимую на магнитных дисках. Последствия от действий компью­терных вирусов могут быть разнообразными.

Термин «вирус» заимствован из биологии. Особенности поведе­ния компьютерных вирусов сходны с поведением обычных вирусов: они представляют опасность для той системы, в которой паразитиру­ют, быстро размножаются, легко распространяются, разрушают ин­формацию,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 747; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.81.79.135 (0.128 с.)