Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1989. С.3. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Иларионов В.А. Экспертиза дорожно-транспортных происшествий: Учебник для вузов. - М.: Транспорт, 1989. С.3.



Такими элементами криминалистической характеристики являются:

• виды дорожно-транспортных происшествий;

• механизм дорожно-транспортного происшествия;

• момент возникновения опасной ситуации;

• психологическая характеристика участников ДТП;

Данные элементы дополняются традиционными элементами криминалистической характеристики, такими как:

• материальные следы преступления, механизм их образования, места обнаружения;

• способы совершения, сокрытия и причины ДТП. Для полноты ситуации элементы криминалистической характеристики необходимо рассматривать в совокупности с обстоятельствами, подлежащими установлению.

К обстоятельствам, подлежащим установлению при расследовании дорожно-транспортных происшествий относятся:

• время, место и характер события;

• дорожные и погодные условия;

• по чьей вине совершено ДТП;

• какие Правила дорожного движения нарушены:

• наличие причинной связи между нарушениями правил безопасности движения и эксплуатации транспорта и наступившими последствиями;

• сведения о технической исправности транспортного средства;

• обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого;

• характер и размер ущерба;

• обстоятельства, способствующие совершению преступления.

§ 2. ВИДЫ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ.

Этот элемент криминалистической характеристики дает общее представление о характере события.

По характеру события ДТП различают на следующие виды:

• столкновения (когда движущиеся транспортные средства столкнулись между собой или с подвижным составом железных дорог);

• опрокидывания (происшествие, при котором движущееся транспортное средство опрокинулось);

• наезды на неподвижное препятствие (когда транспортное средство наехало или ударилось о неподвижный предмет-опора моста, столб, дерево и т.д.);

• наезды на пешеходов (когда транспортное средство наехало на человека или он сам столкнулся с движущимся транспортным средством. К этому виду относятся также происшествия, при которых пешеходы пострадали от перевозимого транспортным средством груза или предмета-доски, бревна; кирпичи и т.д.);

• наезды на мотоциклиста, велосипедиста (когда транспортное средство наехало на мотоциклиста, либо велосипедиста или лица управляющие мотоциклом, велосипедом сами столкнулись с движущимся транспортным средством);

• прочие происшествия к которым можно отнести сход трамваев с рельсов, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, выпадение пассажиров из движущегося транспортное средства и прочие происшествия, которые не вошли в вышеперечисленные'.

Внутри каждого из названных видов ДТП могут быть выделены несколько групп. Наиболее часто встречающиеся в практике расследования виды ДТП - наезды на пешехода и столкновения транспортных средств, могут быть представлены следующими группами:

' Коноплянко В.И., Рыжков С.В., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. - М.: 1989. С.111.

Наезды на пешехода:

• наезд с ударом потерпевшего;

• наезд с отбрасыванием;

• наезд с ударом и протаскиванием;

• наезд с ударом и переездом колесами транспортного средства;

Наезды с ударом и отбрасыванием потерпевшего чаще всего встречаются при движении транспортного средства на больших скоростях,

Наезды с ударом и протаскиванием - при торможении автомобиля в начальный период и увеличении скорости в последующем.

Наезд с ударом и переездом - при невысоких скоростях движения автотранспорта.

Как видим, такое разграничение дает возможность более детально оценить действия водителя и приемы управления транспортным средством в предаварийный период.

Некоторые группы в свою очередь могут подразделяться на подгруппы. Например, столкновения могут быть встречными (лобовыми), попутными, либо боковыми. Попутные столкновения могут быть столкновениями двух транспортных средств или цепными столкновениями, в которых принимают участие более двух транспортных средств.

Криминалистическое значение правильного определения вида ДТП заключается в том, что это оказывает влияние на тактику проведения следственных действий и прежде всего па тактику осмотра места дорожно-транспортного происшествия. В зависимости от вида ДТП определенные обстоятельства автопроисшествия приобретают доминирующее либо факультативное значение.

Так, при наезде на пешехода в ходе осмотра места происшествия в обязательном порядке должно указываться расположение места первоначального контакта пешехода с транспортным средством (боковая левая, правая поверхность транспортного средства, передняя часть транспорта с указанием расстояния). Если наезд произошел в процессе торможения, то в протоколе осмотра места происшествия необходимо отразить, на каком метре следа торможения расположено место наезда. Кроме того, необходимо провести контрольное торможение транспортного средства в тех же условиях дорожной обстановки, при которых имело место ДТП.

При встречном столкновении необходимо зафиксировать, кто из водителей нарушил безопасный боковой интервал, то есть, кто вышел на полосу встречного движения.

Если имело место опрокидывание, по результатам осмотра места происшествия определяют радиус поворота дорожного полотна, давление в шинах, характер грунта и степень загруженности транспортного средства, а также расположение и способ крепления на грузовой платформе автомобиля, устанавливают степень износа рисунка протектора.

При движении задним ходом, определяют правильность регулировки зеркал заднего вида как в салоне (кабине) автомобиля, так и зеркал бокового обзора. Устанавливается, являются ли зеркала штатными, предназначены ли они для данного вида, модели транспортного средства. Определяются зоны видимости и "слепые" непросматриваемые зоны.

Таким образом, приведенные ситуации наглядно свидетельствуют, что установление вида ДТП определяет тактику осмотра места происшествия, влияет на качество проведения этого следственного действия.

§ 3. МЕХАНИЗМ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ПРОИСШЕСТВИЯ.

Вскрыть причины и установить факты, способствующие возникновению и развитию ДТП, можно лишь путем детального исследования дорожной обстановки и ее изменений.

Механизм ДТП представляет собой процесс зарождения и развития транспортного происшествия. Все многообразие происшествий, которые случаются, и могут случиться на дороге, можно представить как процесс перехода безопасной дорожно-транспортной ситуации в опасную, а затем в аварийную при воздействии сопутствующих факторов.

При этом под безопасной дорожно-транспортной ситуацией следует считать такое состояние дорожной обстановки, при которой не возникает угрозы ни одному из участников движения. Опасной, когда в результате неправильных действий хотя бы одного из участников движения возникает реальная угроза ДТП, но при этом существует возможность его предотвращения. Соответственно аварийная ситуация - это опасная ситуация, при которой избежать происшествия невозможно. Сопутствующие факторы - это обстоятельства, влияющие на развитие дорожно-транспортной ситуации, которые либо облегчают, либо усугубляют последствия ДТП.

Анализируя безопасную дорожно-транспортную ситуацию можно установить предпосылки и непосредственную причину ДТП, а именно: какие Правила дорожного движения были нарушены, сделать предварительный вывод о техническом состоянии транспортного средства. Анализ аварийной дорожно-транспортной ситуации помогает получить информацию о применяемых водителем транспортного средства приемах управления, от которых зависит тяжесть ДТП, оценить соответствовали ли действия водителя в конкретной дорожной обстановке требованиям Правил дорожного движения. Роль сопутствующих факторов положительного и отрицательного характера заключается в том, что они также оказывают влияние на тактику следственных действий.

Так, если ДТП произошло в темное время суток, то в протоколе осмотра места происшествия обязательно отражается дальность видимости при ближнем и дальнем свете фар транспортного средства. Если ДТП имело место в неблагоприятных метеоусловиях (снегопад, дождь), обязательно фиксируется наличие и исправность стеклоочистителей.

Наибольшей информативностью в процессе развития ДТП характеризуется период с момента возникновения опасной ситуации и до момента наступления аварийной. Исключительная важность этого периода дает право рассматривать его как самостоятельный элемент криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия.

§ 4. МОМЕНТ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ОПАСНОЙ СИТУАЦИИ.

Для того чтобы объективно оценить действия водителя в предаварийный период - важно определить момент возникновения опасной ситуации.

Следователя, суд, адвоката всегда интересует вопрос: в какой именно момент для участника дорожного движения возникла опасность, когда он обязан, был принять меры к предотвращению аварии.

Юридический аспект момента возникновения опасной ситуации характеризуется таким критерием, как поведенческий, а для водителя транспортного средства, ещё технической возможностью транспортного средства. Результаты оценки этих критериев в их совокупности влекут наступление определенных юридических последствий. Они заключают в себе информацию, позволяющую судить о наличии вины конкретного участника ДТП.

Поскольку опасность движению возникает не вообще, а при конкретной совокупности обстоятельств, эта совокупность неповторима и у каждого ДТП своя. Аварийные ситуации многообразны, но опасность для движения есть объективная реальность и как таковая, она познаваема.

Так, по делам о наезде на пешехода в судебной и экспертной практике за момент возникновения опасной ситуации обычно принимают один из следующих:

1. Пересечение пешеходом какой-нибудь линии, условно принимаемой за границу опасной зоны.

Если пешеход движется справа налево (по отношению к автомобилю), то считают, что опасная ситуация возникла в момент пересечения им границы проезжей части, то есть края обочины или тротуара. При движении пешехода слева направо границей опасной зоны считают осевую линию.

2. Момент начала движения или изменения его темпа и направления.

Если пешеход стоял на проезжей части, а затем неожиданно пошел, принимают, что опасность возрастает в момент начала его движения. Если пешеход, находящийся на проезжей части, изменил скорость движения и направление движения (например, вначале двигался шагом, а затем побежал или сначала шел вдоль дороги, а потом внезапно метнулся в сторону), то считают, что опасная ситуация возникла в момент изменения пешеходом характера движения.

3. Появление пешехода в поле зрения водителя.

При движении пешехода в условиях ограниченной видимости или обзорности момент возникновения опасной ситуации чаще всего отождествляется с моментом появления пешехода в поле зрения водителя, то есть выхода из-за препятствия или в ночное время суток нахождение его в световом конусе фар автомобиля1.

Таким образом, момент возникновения опасной ситуации – это начало опасной ситуации, которая при отсутствии активных действий со стороны водителя перерастает в аварийную.

Отправной точкой момента возникновения опасной ситуации может явиться точка в пространстве, с которой водитель мог воспринимать источник опасности, или момент во времени, когда водитель мог и должен был воспринять симптомы источника опасности, сигнализирующие о принятии экстренных мер. Это своего рода начала формирования системы причинных связей среди элементов «водитель-автомобиль-дорога-пешеход».

Представляется, что структурно опасная ситуация имеет две составляющих, характеризующих конкретную дорожно-транспортную обстановку.

Объективная опасная ситуация возникает независимо от того, вос



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.145.20 (0.018 с.)